Содержание
Каноны о усопших восьми гласов
На основе октоиха
Каноны о единоумершем
Поминовение некрещеных и не покаявшихся
Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных
О грехе убийства чад во утробе
Чтение заупокойных канонов при поминовении усопших
Заботится и спасении душ усопших, молиться о них Господу Богу, чтобы Он простил им согрешения вольные и невольные, — священный долг каждого верующего во Христа. По усопшим обычно читают Псалтирь, каноны, Панихиды, в современной трациции Православной Церкви так же акафисты.
Настоящий раздел Православного молитвослова включает тексты канонов о усопших, взятые из Октоиха и Следованной Псалтири и адаптированные для чтения в домашней молитве.
Каноны о усопших входят в большинство заупокойных служб; они весьма разнообразны по содержанию и настроению, в зависимости от назначения.
Каноны о усопших 8-ми гласов помещаются в субботней службе Октоиха (одной из основных богослужебных книг) в качестве вторых канонов на Утрени. По Уставу их положено петь в пятницу вечером (т.к. богослужебный круг — сутки начинается с вечера). Эти же каноны могут входить в последование панихиды, их можно читать и в домашней молитве о усопших.
Каноны о усопших Октоиха написал преподобный Феофан исповедник, Начертанный, епископ Никейский. Его имя указано в акростихе канона 5-го гласа (а в славянском Октоихе он, кроме того, указано отдельно в 3-м, 6-м и 7-м гласах), однако и другие каноны о усопших Октоиха несомненно принадлежат преподобному Феофану. Каноны поставлены в численном порядке, который обозначается в акростихах: «Верою усопшим первую песнь приношаю», «Умершим второе сплетаю пение», и т. д. Все они неразрывно связаны и составляют единое целое.
Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник
Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наши прошения за умерших. В них мы представляем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, Которой мы сотворены в начале, поминаем Его Божественное истощание, Его страдания, смерть и воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам безсмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, и Он неизреченно милосерден, «приснотекущий Источник благости», «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добр’ота несказ’анная». Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми. В Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели». Мы не смеем пред лицом Бога высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившись от древнего прародительского падения крещением и паки порождением и имея жезл силы – Крест Его, прошли мирское море» (каноны 4-го и 8-го гласов). В последних тропарях каждой песни канонов мы обращаем наши молитвы ко Пресвятой Богородице и просим Ее ходатайства за нас и усопших наших .
В седальне по 3-й песни и в кондаке по 6-й песни мы молим милостивого Владыку и Господа простить усопшим грехи и упокоить их вместе со святыми, там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, ввести в безконечную жизнь. Икос дает нам образец христианского отношения к смерти: естественная для человека скорбь пред лицем смерти растворяется в нем смиренной покорностью воле Создателя и хвалой безсмертному Богу: мы рабы Создавшего нас, повинуемся Ему, а не противимся. «Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, — поясняет епископ Афанасий (Сахаров), — возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание не то, что надгробное рыдание не имущих упования (см. 1 Фес. 4, 13). Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслью о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то все – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа, его надгробное рыдание сплетается с ангельской хвалой Бога: “аллилуия”, которая сама по себе никогда не может быть рыданием, а всегда, даже в заупокойных последованиях, остается ангельской хвалой ».
В Следованной Псалтири помещается особый канон о едином усопшем. Употребление этого канона наряду с канонами о усопших 8-и гласов удобно тем, что упоминание об усопшем в нем – в единственном числе, тогда как в канонах о усопших – во множественном, и поэтому нет нужды приспосабливать текст к поминовению одного или многих. Для удобства чтения мы даем этот канон отдельно для усопшего (муж. род) и усопшей (жен. род).
Канон о едином усопшем поется на 8-й глас; начинается он с молитвы о самих молящихся – с просьбы подать нам слово для усердной молитвы. В нем отсутствуют обращения к мученикам, а в третьем тропаре (на «Слава») каждой песни, кроме последней, прошения о усопшем (и о нас самих) обращены к Святой Троице. Мы с дерзновением и упованием просим Господа о милости к нашему усопшему, с которым, может быть, совсем еще недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» , и он молится вместе с нами: «Я преступил заповедь, которую Ты дал мне, и стал смертным, но Ты, Христе Боже, сошедший во гроб и воскресивший души от века умерших, не возстави меня на мучение, но на покой».
В древнерусских «Псалтирях» перед каноном о едином усопшем имеется следующее предисловие от лица усопшего, обращенное к своему духовному отцу. Оно может быть обращено и ко всем, кто мог бы молиться о нем.
Как правильно читать каноны о усопших
Каноны о усопших (как о едином, так и о многих) можно читать в домашней молитве по выбору и желанию в любое время, кроме двунадесятых и великих праздников, а также дней Страстной и Светлой седмиц.
За одного усопшего всегда следует читать канон о едином усопшем. Его читают ежедневно в первые сорок дней по кончине христианина – во время сугубого поминовения, особенно же в 3-й, 9-й и 40-й дни .
За многих усопших читается один из канонов о усопших 8-и гласов, желательно канон текущего гласа (то есть того гласа, на который в ту седмицу поются песнопения Октоиха) . Этот канон можно читать за всех своих родственников и близких накануне субботы.
Текст канона об усопшем, который читают родные
Канон об усопшем – это способ проявления заботы о душе, призывающий ее к упокою и смирению, замаливания грехов перед Богом. Он читается в церкви, за ее пределами, в домашних условиях.
Что такое каноны об усопших и зачем молиться за умерших
Канон об упокоении усопших – заупокойные молитвы, которые замаливают грехи умершего. В священных книгах прописано, что обязанность живого человека – поминать новопреставленного или давно усопшего человека добрым словом, независимо от того, каким человек был в жизни.
Совершать канон за упокой души нужно, пытаясь замолить личные грехи перед умершим человеком, совершить покаяние перед ним, если по вине живого произошла ссора.
Существует поверье – заупокойная панихида выводит душу мирянина из ада. Свечка, зажженная в момент повиновения мученика – благодать для усопшего. Имя умершего, произнесенное при молитве в церкви слышат все святые.
Какие каноны об усопших бывают
В православной церкви умирающего к смерти готовит батюшка, к которому он обращается с покаянием, процесс называется причащанием. Существует несколько разновидностей канонов об усопшем.
Каноны Октоиха
Октоиха – богослужебная книга, разделенная на восемь глав. Они обозначают восемь гласов, воспевающих усопшего в течение восьми дней. Особенности:
- Канон продолжается каждый день на протяжении одного года. Создателем восьмигласного молебна является преподобный Феофан – исповедник, рожденный в Иерусалиме, который совершил исповеднеческий подвиг.
- Октоих содержит описание и слова нескольких вариантов молитв об упокоении души усопшего.
- Он не поется в родительские субботы и на кладбище.
Все остальные субботы года с помощью Октоиха по славянскому обычаю осуществляется поминовение в церкви всех умерших и мучеников, к которому приготавливаются заранее, собирая записки с именами.
В субботний день высший чин читает написанные имена, молится за них на утренней и вечерней службах.
В каждый день канона Октоиха вспоминается один святой или священное событие:
- в воскресенье поминают воскресенье Христово;
- во вторник – святого Иоанна Крестителя;
- в пятницу – богородичный молебен, восхваляющий Божью Матерь.
О единоумершем
Канон о единоумершем человеке читается в любой день:
- любым христианином;
- родственником усопшего;
- церковнослужителем.
Молитва о новопреставленном состоит из псаломов и песней. В данном каноне восславляется умерший, просится милость к нему на небесах. В начале всегда зачитывается Отче наш, а после приступают к молитве за усопшего.
Текст прописан в церковных книгах. Всего в молебне о единоумершем восемь песен. В молитве просят о успокоении души и быстром поиске пристанища усопшего. Все каноны написаны на церковно-славянском языке, но у них есть современная интерпретация.
Каноны о умершем мужчине и женщине различаются. В церкви разрешается заказать или прочитать молебен самостоятельно.
Поминовение о некрещенных и не покаявшихся
В православной церкви отношение к некрещеным людям отличалось во время их жизни и после смерти. Отпевать некрещеного умершего запрещается.
Во время войн и эпидемий людей хоронили в одну яму, не разбираясь, кто крещен, а кто нет. Над всеми читали заупокойный молебен.
- Молитва за людей некрещенных действенна. Текст упоминает факт некрещенности человека, просится прощение за все совершенные грешные деяния.
- Обращение разрешается не к Господу, а к Божьей Матери – Богородице. В момент молитвы по четкам позволяется прочитать «Богородице Дево, радуйся».
- Православная церковь позволяет повиновение некрещенных, ссылаясь на святого мученика Уара, имевшего благодать молиться за некрещенных, но осуществлять молебен разрешается самостоятельно дома.
Запрет имеет вселенский единый масштаб: некрещенных и самоубийц нельзя отпевать в храме и писать их имена в записки, но самостоятельно, как того пожелает душа, молиться никто не запрещает.
В дни вселенского поминовения – в родительские субботы, поминают не покаявшихся.
Моление при разлучении души от тела и за новопреставленных
Моление при разлучении души от тела имеет три канона:
- канон молельный при разлучении духа от тела;
- канон бываемый на разлучение души от тела (используется в ситуациях мучительной смерти, когда человек бьется в агонии, но скончаться не может);
- канон по исходе души от тела (за новопреставленного).
Текст канона за усопшего читает другой человек, при смерти разговаривать больной не может. Обращаются в молельном каноне к пресвятой Богородице, не к Богу. Основное обращение: »Пресвятая Богородица, спаси нас». Молебен призывает предоставить грешным и смиренным прибежище.
В ходе молебна просится прощение у Бога за слова, помилование души, милость Господа.
За новопреставленного молитва просит скорого упокоения души и сил пережить утрату близким. Читается на третий, девятый и сороковой дни: в то время, пока душа покойника ищет пристанище. Основная фраза: «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего».
О грехе убийства чад в утробе
Убийство нерожденного младенца в православной церкви – большой грех. В нем обвиняется мать и отец, молиться следует вдвоем. В процессе кающиеся говорят об ошибке, признают свою вину. В некоторых случаях просится о повторном даровании дитя в будущем.
Обращается молящий к святой Марии, она – покровительница деторождения и семьи.
Убиение младенца в утробе – тяжкий грех, за совершение которого положена божья кара. Чтобы отмолить грех, женщине нужно помогать беднякам и детям.
Заупокойный канон субботы мясопустной
Поминовение усопших в заупокойный канон мясопустной субботы осуществляется дома самостоятельно верующим или группой людей.
Осуществляется заупокойный канон утром и вечером в день мясопустной субботы – первая великая родительская суббота в уставе Православных церквей. Традиция поминовения усопших в мясопустный день – семейный обед. Читается молебен во время литии – вечерней и утренней праздничной службы.
Какие каноны можно читать дома и как правильно это делать
К богу разрешается обращаться в любое время. Молиться разрешается сидя, стоя или лежа – в зависимости от самочувствия христианина. Исключение: запрещается молиться в дни Великих праздников, на Страстной и Светлой седмице. За всех усопших позволяется молиться дома.
Канон призван вспоминать скончавшихся близких добром и просить облегчения их тягот на небесах, о попадании в Рай. Православные почитают умерших в специальные дни. Записки о поминовении в храме оставляют в любой день.
Каноны предполагают наличие правил к соблюдению, но возможные исключения, не противоречащие правилам.
Когда читать канон преподобному Паисию Великому об умерших без покаяния
Канон Паисию Великому об умерших без покаяния — это молитва, которую читают родственники, друзья, знакомые, жаждущие помочь заблудшим душам. Не удалось исповедаться перед смертью людям по разным причинам. Речь идет не о совершивших суицид, а о тех, кто отступившихся от великого праведного пути иными способами.
Как молиться за умерших без покаяния
Согласно распространенным древнеобрядческим стандартам, православным уставам сохранились имена святых, к которым взывают за помощью родные, близкие усопших людей.
Бог ниспослал великих святых, которые защищают мирян, покинувших землю не получив прощение. Паисий — святой с благородной жизненной историей, стал покровителем загубленных, непокаянных умерших душ.
Кто такой Паисий Великий и почему канон читается ему
Преподобный родился в Египте, в большой богатой семье добрых христиан (семеро братьев и сестер). Они всегда приходили на помощь нуждающимся, жили в соответствии с великими канонами слова Божьего, показывая пример другим. Покаяние и вера в Господа, большие подаяния и милость семейства, способствовали Божьей благодати: богатство увеличивалось, имущество росло.
Когда умер глава семьи, мать Паисия пала духом, что не соответствует церковным канонам. Ангел, явившийся во сне, огласил ей особое предсказание. Высшие силы велели женщине не печалиться, потому что младший из сыновей прославится великими делами.
В юности святой тяготел к монашеской жизни и ее канонам. Он пришел к старцу Памво в скитскую пустыню, чтобы покаяться и получить монашескую схиму. Он смог достичь вершин, став великим добродетелем.
С возрастом сила веры, жажда служить Господу стали только сильнее и крепче. Великий Паисий придерживался канонов Божьего слова, постился неделями, неустанно молился, изучал пророчества Иеремии, помогал семьям непокаянных умерших людей. Прославился он аскетизмом и принципиальностью – особое правило, объяснение которому ищут до сих пор. Для монашествующего христианина важно было не предпринимать ни одного шага на свое усмотрение. Великий преподобный полностью подавлял собственные желания и потребности. В основе его действий и жизненного пути была только воля его наставников.
Правила и схема чтения канона преподобному Паисию Великому о умерших без покаяния
Молитвенные слова об упокоившихся без покаяния родителях, родственниках, друзьях, читается с учетом целого свода правил, важных рекомендаций. Живые отмаливают грех, избавляют душу умершего от тяжести.
День памяти Великому и святому Паисию – 19 июня. Молитва и канон – обращения из реликвенной Азбуки Веры. За словами епископа Афанасия (Сахарава) источник называют необходимым для избавления от мук непокаянных усопших. Святой отец Афанасий автор многочисленных публикаций, книг о глубинных аспектах уставного богослужения.
Не каждый мирянин знает правила чтения великого канона для непокаянных умерших. Моменты, на которых стоит заострить свое внимание:
- Семипоклонный начал сопровождается тремя поклонами. Если молитва Паисию Великому носит коллективный характер, то поклоны совершает старший из присутствующих.
- При каноне молитвы за непокаянного умершего, после слова Аминь все кланяются в пояс.
- Фраза «Господи, Помилуй», при молитве Великому святому Паисию, должна прозвучать 12 раз.
- После фразы «Приидите, поклонимся…» следует сделать три поклона в пояс.
- По псалму 50, при молитве Великому преподобному по непокаянных усопших, нужно совершить поклон на слове «Аминь».
Текст канона и молитва Паисия об усопших родителях
Великое покаяние зависит от решения верующего индивидуально. Если умерший – родитель (отец или мать), близкий друг, супруг за него молиться необходимо. Важен текст молитвы о непокаянных, душевный посыл, который сопровождает чтение норм и правил святого письма Великому Паисию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Декламация начинается из Тропаря, глас 2-й. Особая часть канона за усопших, направленная на то, чтобы умерший обрел вечный покой, прощение – песнь Ирмос. Она состоит из нескольких фрагментов.
Молитва Паисия об усопших родителях читается в конце. Важно не забыть про отпуст. Сила молитвы велика, если вера христианина крепка, потому в конце обязательно проговаривают слова «Господи помилуй» трижды. Умирать без покаяния – грех, живым нужно сделать все для помощи душам родных усопших. Благодаря молитвам Великому Паисию, в соответствии с церковными канонами, умершие без покаяния обретут вечный покой.
Основные правила молитвенных обращений об детях
Христианство — свод канонов, моральных устоев и нравственных понятий. Опьянение грехом всегда ведет за собой расплату – духовное раскаяние. Непокаянным умершим детям отводится особое место в молитве Великому Паисию.
Чтение канонов, молитв, вместе с песнопениями Паисию Великому по непокаянных людях проводится по установленным правилам. Если возникают вопросы – обратитесь к священнослужителям, обсудите с ними возникшие неясности. В разговоре со знающим и просветленным человеком можно обрести великий душевный покой, получить необходимые наставления по поводу ритуалов по умершему человеку. Батюшка найдет объяснение тому, что может волновать или тревожить православного человека.
Что еще можно читать за упокой души без покаяния
Молитвы Великому Паисию об умерших друзьях, которые не покаялись перед смертью, родственниках, знакомых нужно заказывать в церковной обители. Они читаются, в соответствии с церковными канонами на служениях, литургиях. Есть индивидуальный набор молитвенного чтения и песнопений — для решения особых проблем и преодоления жизненных трудностей.
Как правильно молиться за усопших, которые не смогли покаяться перед кончиной, нужно узнавать в храме. Кроме молебен к Великому Паисию, многим советуют обращаться в своих молитвенных разговорах к мученику Уару.
У христиан есть два типа молитвенных предписаний:
- Канон непосредственно мученику Уару.
- Канон Великий.
Люди, непокаянные перед смертью или по своей воли прощались с жизнью — совершили грех. Произносить слова молитв допускается только вне церкви – лучше всего в стенах дома. Объясняется это тем, что миряне, не посещающие храм при жизни, не могут посетить святое место и после смерти. Молитва Великому мученику спасет непокаянные души умерших.
Канон за умершего текст
Стихира (греч. многостишие) — богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов. Стихиры входят во многие богослужебные последования. В этом разделе приводятся стихиры св. Иоанна Дамаскина из чина погребения.
Преподобный Иоанн Дамаскин — отец церкви, филосов и богослов. Им был составлен Октоих и большое количество канонов, тропарей, кондаков и стихир. Согласно житию, старец, в послушании которого находился св. Иоанн, запретил ему писать. Св. Иоанн выполнял приказание старца, но однажды в монастыре умер инок, и брат умершего стал умолять Иоанна написать что-либо, чтобы помочь ему утешиться. Так были созданы погребальные стихиры. Житие говорит, что за ослушание старец хотел выгнать св. Иоанна, но Сама Божия Матерь вступилась за певца. Она явилась во сне старцу и сказала: «Зачем ты мешаешь Иоанну? У него гусли пророка, он поет песни Давида и воспевает новые песни Господу Богу».
Текст погребальных стихир достаточно сложен для понимания, поэтому они приводятся с параллельным русским переводом.
Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и с наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко человеколюбец.
Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение — и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею.
Увы мне, яковый подвиг имать душа разлучающися от телесе! Увы, тогда колико слезит и несть помилуяй ю! Ко Ангелом очи возводящи, бездельно молится: к человеком руце простирающи, не имать помогающаго. Темже, возлюбленнии мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость.
О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез, и некому ее пожалеть! Обращает она взоры ко Ангелам — и напрасно молит (их); простирает руки к людям — и некому помочь. Поэтому, возлюбленнии мои братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа переселившемуся (от нас) упокоения, а своим душам — великой милости.
Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. Темже Христу Безсмертному возопиим: преставленнаго от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище.
Все человеческое, что не остается после смерти, — ничтожество: не остается (с человеком) богатство, не сопутствует (ему) слава. Только придет смерть — и все это исчезло. Поэтому воскликнем бессмертному Христу: «Упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся.
Где есть мирское пристрастие; где есть привременных мечтание; где есть злато и сребро; где есть рабов множество и молва; вся персть, вся пепел, вся сень. Но приидите, возопиим Безсмертному Царю: Господи, вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас, упокояя его в нестареющемся блаженстве Твоем.
Где привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих (благах)? Где золото и серебро? Где множество шумных слуг? Все — прах, все — пепел, все — призрак. Но приходите, воскликнем бессмертному Царю: «Господи, удостой переселившегося от нас вечных Твоих благ, упокой его в неувядающем блаженстве Твоем!»
Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел. И паки разсмотрих во гробех, и видех кости обнажены, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего.
Вспомнил я пророка, воскликнувшего; » Я — земля и пепел!» И потом всмотрелся я в могилы, увидел голые кости и сказал (себе): «Кто же здесь царь, кто (простой) воин? Кто богатый и нищий, праведник и грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего!»
Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление: восхотев бо от невидимаго же и видимаго жива мя составити естества, от земли тело мое создал еси, дал же ми еси душу Божественным Твоим животворящим вдохновением. Темже, Христе, раба Твоего во стране живущих, в селении праведных упокой.
Началом существа моего было Твое творческое повеление; ибо, восхотев составить меня живым из невидимого (начала) и видимой пироды, Ты создал мое тело из земли, а душу дал мне, вдохнув ее Твоим Божественным и дающим жизнь дуновением. Поэтому, Христе, упокой раба Твоего в стране живых, в жилищах праведников!
По образу Твоему и по подобию создавый в начале человека, в раи поставил еси владети Твоими тварьми: завистию же диаволею прельстився, снеди причастися, заповедей Твоих преступник быв. Темже паки в землю, от неяже взят бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити у Тебе упокоение.
Создавши в начале человека по образу Твоему и по подобию, Ты поселил его в раю, чтобы он владел Твоими тварями. Но, обольщенный завистью диавола, он вкусил (запрещенной) пищи, сделавшись (таким образом) нарушителем заповедей Твоих. Поэтому, Господи, Ты назначил ему в наказание возвратиться в землю и просить у Тебя упокоения.
Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство; како предахомся тлению; воистинну Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся упокоение.
Я плачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую во гробу созданную по образу Божию красоту нашу безобразной, бесславной, не имеющей (никакого) вида. Какое чудо! Что за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертию? Воистинну это, как сказано в Писании, по повелению Бога, дающего упокоение ушедшему (от нас).
Видео (кликните для воспроизведения). |
В поэме А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» содержится прекрасное переложение этих стихир. Являясь художественным текстом, переложение, естественно, не стремится к буквальному следованию оригиналу.
Какая сладость в жизни сей
Земной печали непричастна?
Чье ожиданье не непрасно,
И где счастливый меж людей?
Все то превратно, все ничтожно,
Что мы с трудом приобрели, —
Какая слава на земли
Стоит, тверда и непреложна?
Все пепел, призрак, тень и дым,
Исчезнет все, как вихорь пыльный,
И перед смертью мы стоим,
И безоружны и бессильны.
Рука могучего слаба,
Ничтожны царские веленья, —
Прими усопшего раба,
Господь, в блаженные селенья!
Как ярый витязь смерть нашла
Меня, как хищник, низложила,
Свой зев разинула могила
И все житейское взяла.
Спасайтесь, сродники и чада,
Из гроба к вам взываю я,
Спасайтесь, братья и друзья,
Да не узрите пламень ада!
Вся жизнь есть царство суеты,
И, дуновенье смерти чуя,
Мы увядаем, как цветы, —
Почто же мы мятемся всуе?
Престолы наши суть гроба,
Чертоги наши — разрушенье, —
Прими усопшего раба,
Господь, в блаженные селенья!
Средь груды тлеющих костей
Кто царь, кто раб, судья иль воин?
Кто царства Божия достоин
И кто отверженный злодей?
О братья, где сребро, и злато,
Где сонмы многие рабов?
Среди неведомых гробов
Кто есть убогий, кто богатый?
Все пепел, дым, и пыль, и прах,
Все призрак, тень и привиденье —
Лишь у Тебя, на небесах,
Господь, и пристань и спасенье!
Исчезнет все, что было плоть,
Величье наше будет тленье, —
Прими усопшего, Господь,
В Твои блаженные селенья!
И Ты, Предстательница всем,
И Ты, Заступница скорбящим,
К Тебе о брате, здесь лежащем,
К тебе, Святая, вопием!
Моли Божественного Сына,
Его, Пречистая, моли,
Дабы отживший на земли
Оставил здесь свои кручины!
Все пепел, прах, и дым, и тень,
О други, призраку не верьте!
Когда дохнет в нежданный день
Дыханье тлительное смерти,
Мы все поляжем, как хлеба,
Серпом подрезанные в нивах, —
Прими усопшего раба,
Господь, в селениях счастливых!
КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ
КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ
В старинных церковных книгах имеются два канона за усопших, предназначенные для домашнего употребления: канон за единоумершего и канон общий за умерших. Это те самые каноны, о которых упоминалось, когда речь была о панихиде. Они печатаются и в наших богослужебных книгах. Старинные издания этих канонов важны тем, что там дается подробное указание, как читать их дома мирянину.
Порядок домашнего чтения этих канонов следующий: за начальным возгласом: молитвами святых отец наших следует обычное начало, псалом 90, тропарь Глубиною мудрости с его богородичном, псалом 50 и самый канон: В исследовании нет указания относительно пения ирмосов: у нас установилась практика на келейном, домашнем правиле читать каноны со ирмосом. Так на трех канонах, так на правиле ко Причащению. На келейном, домашнем правиле не предполагается антифонного пения, потому может быть и нечетное число песнопений на каждой песне. Так и каноны об умерших на домашнем правиле можно петь со ирмосом. По 3-й песне канона седален, причем при чтении канона за усопших многих обычный седален, Воистину суета суть всяческая, с его богородичном. А при каноне за единоумершего, седален положенный на панихиде и заупокойной утрени пред 50-м псалмом: Покой, Спасе наш… с его Богородичном. По 6-й песни кондак и икос, по 9-й песни Достойно есть.
Трисвятое и тропарь: Со духи праведных… После них вместо ектений Господи помилуй 40 раз, Слава и ныне, Честнейшую… Именем Господним благослови, отче. Возглас: Молитвами святых отец наших, и особая заупокойная молитва: Помяни Господи Боже. За молитвой следуют предшествующие отпусту: Честнейшую…Слава, и ныне, Господи помилуй (трижды), Благослови и отпуст: Господи Иисусе Христе Сыне Божий молитвами Пречистыя Твоея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (или раб Твоих) в бесконечныя веки, яко благ и Человеколюбец и затем троекратно возглашается: рабу Божию преставльшемуся (имя рек) вечная память. А при каноне за умерших многих заключительное возглашение в такой форме: Рабом Божиим преставльшимся, отцем и братиями нашим и всем православным христианам, о нихже и поминание творим, вечная память. В заключении 15 поклонов с троекратно читаемою следующею молитвою: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (поклон), елико в житии своем, яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог прости их и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), и Царствия причастники учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Каноны
Каноны Неизменные критерии церковного устройства современной Православной Церкви содержатся, не считая новозаветных писаний, в канонах (правилах и постановлениях) первых семи вселенских соборов; канонах нескольких поместных, или провинциальных, церквей, чей авторитет
Каноны
Каноны Архимандрит Юстин (Попович) писал: «Святые каноны — это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов — солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире
Каноны
Каноны Канон (греч. . «правило, мерило, норма») – форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1?я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4–6) – тропарями. Пришёл на смену кондаку в 8 в.Канон сопоставляет
479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах
479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов Милость Божия буди с вами! Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в
Каноны и направления буддизма
Каноны на воскресной yтрени
Каноны на воскресной yтрени На воскресной yтрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:- воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)- Крестовоскресный (без ирмоса на 3)- Богородице (без ирмоса на 3)- святомy Минеи (без
Кондаки и каноны
Кондаки и каноны Переходною ступенью от прежнего песненного типа богослужения (с преобладанием псалмов и их стихов в виде антифонов и т. п.) к новому с преобладанием стихир была надо полагать кондакарная система богослужения. К древнейшей и единственной песни на
Каноны
Каноны Слово «Триодь» (от греч. . ) означает «трипеснец». По этому поводу Никифор Ксанфопул написал такой текст: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от Ангелов, трипеснец же от человеков приими». Ангелы поют Трисвятую песнь, а люди приносят трипеснец,
Каноны Церкви
Каноны Церкви Св. Василий Великий в 91-м правиле, взятом из 27 главы его творения о Св. Духе, говорит: “Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания — по преемству в тайне. Те и другие имеют
Каноны и акафисты
Каноны и акафисты Канон ко Г. Н. Иисусу Христу Песнь 1Ирмос, гл. 2: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь: славно бо прославися.Припев: Иисусе сладчайший, спаси
КАНОНЫ ЕВСЕВИЯ
КАНОНЫ ЕВСЕВИЯ — см. Евсевий Кесарийский.
КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ МНОГИХ И ЗА ЕДИНОУМЕРШЕГО
КАНОНЫ ЗА УМЕРШИХ МНОГИХ И ЗА ЕДИНОУМЕРШЕГО Для панихид, совершаемых кроме пятка вечера по умершим многим, назначался канон 8-го гласа с субботней службы Октоиха. Для панихид же по одном усопшем назначается тот самый канон 8-го гласа, который находится в последовании по
Библейские каноны ненависти
Библейские каноны ненависти Другие библейские отрывки также рисуют картину враждебного отношения Израиля к своим соседям, причем эта вражда санкционирована Богом. Как для Ветхого Завета, так и для Нового Завета крайне важна история о призвании и создании народа,
3.2. Каноны Ветхого Завета
3.2. Каноны Ветхого Завета Существует три общепринятых канона Ветхого завета:– Иудейский канон (Тана?х);Тана?х – это три заглавные буквы трех частей Священного писания: То?ра (Пятикнижие), Невии?м (Пророки), Ктуви?м (Писания). Изначально Танах назывался просто «Завет» или
Русские покаянные каноны
Русские покаянные каноны Рассмотренные нами два литературных памятника принадлежат к группе поучений, адресованных духовными отцами своим сыновьям. Переписка между духовными отцами и их чадами является редкой формой общения. Главным инструментом влияния было устное
Акафист за единоумершаго
Читается ежедневно в течение 40 дней по смерти и столько же перед годовщиной смерти
И збранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о немже с мольбою взываем Ти: Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Г осподом данный Ангеле-хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоем, егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому: Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имярек) . Иисусе, уврачуй его язвы душевныя. Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем. Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им. Иисусе, покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления. Иисусе, возвесели его милосердием Твоим. Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ему Сам. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Я ко безутешная горлица, носится душа над юдолию земною, созерцая с высоты Божественнаго разумения греси и соблазны минувшаго пути, горько скорбя о каждом невозвратном дни, ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуиа.
А ще и Ты страдал о всем мире, аще и Ты проливал еси слезы и кровавый пот о живых и мертвых, кто нас удержит от молитвы за усопшаго? Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимтися о спасении раба Твоего: Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим. Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем [и Духом]. Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим. Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви его сыном чертога Твоего. Иисусе, верни душе его благодатныя силы первозданныя чистоты. Иисусе, да умножатся во имя его добрая дела. Иисусе, согрей осиротевшия Твоею таинственною отрадою. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
С вязанный узами плоти раб Твой падаше греховно, обаче дух его томился есть по Твоей вечной правде и святости, ныне же, егда немощь плотская скована есть могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе, Всесвятому, и воспоет песнь избавления: Аллилуиа.
В ерховный апостол Твой в хладную нощь у огня трижды отреклся есть от Тебе, и Ты спасл еси его. Единый ведый человеческаго естества немощь, прости и рабу Твоему (имярек) многовидная отпадения от воли Твоея. Иисусе, всели его тамо, идеже несть заблуждений. Иисусе, избави его от тягостных терзаний совести. Иисусе, да сгинет навеки память грехов его. Иисусе, соблазнов юности его не помяни. Иисусе, от тайных беззаконий очисти его. Иисусе, осени его тихим светом спасения. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Б ури жизни миновали, страдания земная окончена, безсильны врази с их злобою, но сильна есть любовь, избавляющая от вечнаго мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа.
Т ы еси без числа милосерд к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающия любве Твоея? обаче якоже Симон Киринейский помогаше нести Крест Тебе, Всесильному, тако и ныне благости Твоей угодно есть спасение близких совершати с участием нашим. Иисусе, Ты заповедал еси друг друга тяготы носити. Иисусе, Ты еси и по смерти милующий нас. Иисусе, союз любве положивый между мертвыми и живыми. Иисусе, да послужат подвизи любящих во спасение рабу Твоему (имярек) . Иисусе, услыши его вопль сердечный, возносимый нашими устами. Иисусе, в наших слезах приими его покаяние. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Б оже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, якоже мольба благоразумнаго разбойника. Он угас на жизненном кресте, даждь наследовать ему Твоя обетования, якоже тому: «Аминь, глаголю тебе, ныне же со Мною будеши в раи», где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуиа.
З а нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоея безследно омый излитыя согрешения его, благообразною Твоею наготою согрей обнаженную осиротевшую душу. Иисусе, Ты ведал еси его жизнь до рождения и возлюбил его. Иисусе, Ты видел еси его издалече с высоты Креста Твоего. Иисусе, Ты простирал еси ему, вдаль грядущему, изъязвленная объятия Твоя. Иисусе, Ты взывал еси о прощении его на кровавой Голгофе. Иисусе, Ты кротко умирал еси за него в тяжких муках. Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой. Иисусе воскресший, вознеси ко Отцу озлобленную миром и спасенную Тобою душу. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
С пит он вечным сном могилы, обаче душа его не дремлет, чает Тебе, Господи, жаждет Тебе, вечнаго Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твоя: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный». Даждь ему ясти от манны сокровенныя и пети у Престола Твоего: Аллилуиа.
С мерть разлучила есть со всеми ближними: отдалися душа, знаемии сокрушаются, и токмо Ты един остался еси близок. Разрушились преграды плоти, и Ты открылся еси в неприступном величии Божества с ожиданием ответа. Иисусе, Любовь превыше всякаго разумения, помилуй раба Твоего. Иисусе, удаляясь от Тебе, он тяжко страждаше. Иисусе, прости неверность его сердца. Иисусе, обманутыя надежды рождали тоску по Тебе. Иисусе, вспомни те часы, егда душа его трепеташе восторгом Твоим. Иисусе, даждь скончавшемуся неземную радость и покой. Иисусе, единый верный, неизменный, приими его. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
В еруем, яко недолга будет разлука наша. Мы хороним тебя, яко на ниве зерно, ты имаши произрасти в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрая там просияют, идеже семена добра приносят нетленныя плоды, идеже души святии поют: Аллилуиа.
Е гда уделом умершаго станет забвение, егда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит вместе с могилою и ревность молитвы о нем, и тогда Ты не остави его, даждь отраду одинокой душе. Иисусе, Твоя любовь не охладевает. Иисусе, неистощимо есть Твое благоволение. Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкве да омыются греси его приношением Жертвы Безкровныя. Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых. Иисусе, во дни испытаний наших приими его ходатайство о нас. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
И мамы молитися со слезами, егда память об усопшем мучительно свежа есть, имамы поминати имя его в нощи и во дни, раздавая милостыню, питая гладных, из глубины души взывая: Аллилуиа.
Т айнозритель Иоанн Богослов созерцаше у Престола Агнца Божия великое множество людей, облеченных в белыя ризы: се тии, иже приидоша от скорби великия. Они радостно служат Богу день и нощь, и Бог обитает с ними, и не коснется их мука. Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имярек) . Иисусе, он много страдаше и томляшеся. Иисусе, известны Тебе все горьции часы и тягостныя минуты его. Иисусе, на земли он имаше печали и скорби, даждь ему на небе отраду. Иисусе, услади его от источников живыя воды. Иисусе, отыми всяку слезу от очей его. Иисусе, всели его, идеже не опаляет, но живит солнце правды Твоея. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
К ончено странствование земное, кий благодатный переход в мир Духа, кое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в Отечество свое, идеже светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуиа.
А ще отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, каков же Сам еси?! Аще плоды Твоих рук столь прекрасны, и земля, отражающая токмо тень Твою, полна невыразимаго величия, каков же невидимый Лик Твой?! Открой славу Твою усопшему рабу Твоему (имярек) . Иисусе, обостри его слух к восприятию Твоего Божества. Иисусе, обостри его ум к разумению небесных. Иисусе, да будет его радость преисполненная. Иисусе, подкрепи его надеждою встречи в обителех блаженных. Иисусе, даждь нам почувствовать благодатную силу заупокойныя молитвы. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
О тче наш, скончавшагося в Царствие Твое приими, идеже несть греха и зла, идеже нерушима Святая воля, идеже в сонмах чистейших душ и непорочных Ангелов святится Твое благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуиа.
В той день Ангели поставят Престол Твой, Судие, и Ты возсияеши во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиреннаго раба Твоего (имярек) , рцы ему: «Прииди одесную Мене». Иисусе, яко Бог власть имаши оставляти грехи. Иисусе, прости его согрешения забытая или стыдом утаенная. Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения. Иисусе, избави его от несвятимых глубин адскаго отчаяния. Иисусе, да унаследует он Твоя животворящая обетования. Иисусе, сопричти его благословенным Отца Твоего. Иисусе, даждь ему во веки нескончаемое блаженство. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
В ладыко Всеблагий, да отверзятся усопшему солнцевидныя врата райския, да встретят его с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любивших его, да возрадуются о нем светоноснии Ангели Твои, да узрит он и Присноблаженную Матерь Твою тамо, идеже победно звучит: Аллилуиа.
П од дыханием Твоим оживают цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земнаго воскресил еси бренную плоть человеческую к расцвету вечныя нетленныя жизни весны, тогда озари и раба Твоего (имярек) светом милостей Твоих. Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь. Иисусе, во взоре Твоем свет и любовь. Иисусе, избави усопшаго от вечныя смерти духовныя. Иисусе, сей усну с надеждою, подобно Нилу-реце пред холодной зимой. Иисусе, пробуди его, егда терния земли облекутся цветом вечности. Иисусе, да не омрачит ничто земное его последняго сна. Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Х ристе! Ты – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – обитель многих, Ты – питие совершенное новое, Ты – одеяние и венец преподобных, Ты – ложе упокоения святых, Ты – Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуиа.
П од образом тихих садов неземныя красоты и светлых, яко солнце, обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл еси нам блаженство любящих Тя. Иисусе, да внидет раб Твой в радость Твою. Иисусе, облецы его сиянием славы Отца. Иисусе, освяти его озарением Духа Святаго. Иисусе, да услышит он неизреченную песнь Херувимов. Иисусе, да будет он восходить от славы в славу. Иисусе, да узрит он Тебя лицем к лицу. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
О Женише Безсмертный, в полночь греха и неверия грядый с небес со Ангелами судити миру всему! Отверзи двери славнаго чертога Твоего рабу Твоему (имярек) , да в безчисленных сонмах святых во веки поет: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды. Затем 1-й икос и 1-й кондак.
Г осподом данный Ангеле-хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоем, егоже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому: Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имярек) . Иисусе, уврачуй его язвы душевныя. Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о нем. Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им. Иисусе, покрый его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления. Иисусе, возвесели его милосердием Твоим. Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ему Сам. Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
И збранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешнаго душу Свою положивый, давый нам власть чадами Божиими быти и обитати в невечернем дни Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о немже с мольбою взываем Ти: Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.