Содержание
Ответы на вопросы
Молитв в православии существует великое множество. Они различаются по степени важности и употребительности. Некоторые из них читаются постоянно, некоторые — только в особых случаях.
Ряд молитв используется в богослужении. Они называются не молитвами, а богослужебными текстами и имеют свои особые названия: кондак, тропарь, стихира. Также существуют молитвы и каноны, которые читаются только священником, а прихожанам их чтение запрещено.
Типы молитв по содержанию
По содержанию молитвы можно разделить на четыре вида:
- Хвалебная. Это высшая форма молитвы, в которой христианин ни о чем не просит Бога, а только прославляет Его.Разновидностью хвалебной молитвы является славословие — прославление всех трех лиц Святой Троицы. Наиболее известно так называемое малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. «), которое всегда завершает церковные молитвы и песнопения. Существует еще и великое славословие («Слава в вышних Богу»), которое поется в конце утрени.
- Благодарственная, или молитва благодарения. По смыслу она близка к хвалебной: человек благодарит Господа за всё, что имеет.
- Покаянная. В такой молитве верующий кается, то есть признаёт свои грехи перед Богом и просит Его прощения.
- Прошение, или просительная молитва. Такие молитвы произносят, когда нужна Божия помощь или утешение в беде, нужде или болезни. Перед прошением следует всегда читать покаянную молитву.
Евхаристический канон
Евхристический канон представляет собой часть Литургии, во время которой совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Он тихо читается священником в алтаре, в то время как хор исполняет песнопения.
Евхаристический канон относится к так называемым тайным молитвам и не может произноситься прихожанами, он читается только священником.
Самые главные и важные молитвы христиан
Есть некоторые молитвы, которые каждый христианин должен знать наизусть:
Они используются как в домашней молитве, так и в богослужениях.
Православная молитва «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»
Молитва, которая начинается с этих слов, называется Символом веры и является одной из главнейших молитв. В отличие от других молитв, в Символе веры не содержится обращение к Богу, Богородице, святым или ангелам, но излагается в краткой форме вся суть православного христианского учения. Человек, который не согласен с утверждениями, перечисленными в Символе веры, или просто их не понимает, не может называться православным христианином.
Это одна из двух молитв, которые поются на Литургии вслух всеми молящимися в храме, а не только певчими. Перед крещением ребенка будущим крестным родителям необходимо выучить Символ веры наизусть: крестный или крестная произносит его во время таинства.
Православная молитва «Отче Наш» – толкование и суть
Молитва «Отче наш» еще называется Молитвой Господней — это молитва, которой Господь Иисус Христос научил Своих учеников. В ней изложены все просьбы, которые должен возносить Богу христианин.
Согласно этой молитве, истинно верующий человек
- верит, что Бог вечно живет на небесах
- восхваляет имя Божие
- ждет прихода Царствия Божия
- подчиняется воле Божией
- просит Бога даровать ему необходимое для жизни
- сам прощает тех, кто виноват перед ним, и молит Бога простить его грехи
- просит Бога избавить его от искушений и власти дьявола.
«Отче наш», как и Символ веры, поется всеми молящимися в храме на Литургии. Эту молитву также необходимо знать наизусть.
Молитва «Царю небесный»
Молитва Святому Духу больше известна по ее первый двум словам — «Царю небесный». Это обращение к Святому Духу, который исходит от Бога-Отца и Своей благодатью освящает всю Церковь. Без благодати Святого Духа невозможно спастись, поэтому христиане должны призывать Святого Духа себе на помощь.
Все присутствующие в храме на великой вечерне в День сошествия Святого Духа поют «Царю Небесный» вслух вместе с церковным хором.
Иисусова молитва
Особое место среди православных молитв занимает Иисусова молитва. Она очень короткая и звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго / грешную».
В чем сила Иисусовой молитвы?
Иисусова молитва известна в монастырях православной Церкви с глубокой древности. Ее непрестанное повторение вслух, шепотом или в уме, — одна из главных православных монашеских практик.По православному учению, для человека спасительно произнесение самого имени Господа нашего Иисуса Христа: имя Божие есть своеобразная икона (образ Божий), и, произнося его с благоговением, молитвенно, человек освящается Божией благодатью. А непочтительное, небрежное обращение с именем Божиим (божба и тем более богохульство) — это кощунство, оскорбляющее Бога.
Иисусова молитва — как правильно молиться?
Практиковать непрерывное повторение Иисусовой молитвы можно только под руководством священника.
Для этого надо взять благословение, а также иметь возможность постоянно рассказывать этому священнику о своем духовном состоянии.
Самостоятельная, бесконтрольная практика непрерывной Иисусовой молитвы опасна как для духовного состояния, так и для душевного здоровья.
От непрерывной Иисусовой молитвы нужно отличать иную практику. Иногда священники могут давать общую рекомендацию: например, всем прихожанам храма в течение поста читать Иисусову молитву 10 раз в день. Или в правиле преподобного Серафима Саровского для мирян рекомендуется время от времени произносить «Господи, помилуй» или «Пресвятая Богородице, спаси нас». Это не является непрерывной молитвой, и специальное духовное руководство для этого не требуется.
Молитвы Богородице и святым
Кроме обращений к господу Богу, к важнейшим молитвам относятся также молитвы, восхваляющие Пресвятую Богородицу Деву Марию, Матерь Божию. Христианская церковь считает Богородицу выше святых и даже ангелов.
Молитвы «Богородице, Дево, радуйся» и «Достойно есть» входят в состав ежедневного молитвенного правила и постоянно используются в богослужении.
Краткую молитву Божией Матери — «Пресвятая Богородице, спаси нас!» — рекомендуется произносить в течение дня как можно чаще.
Почему мы молимся святым?
Помимо Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы христиане также молятся святым. Святые — это люди, на которых при жизни снизошла Божия благодать. После смерти они вознеслись к Богу на небеса и там вечно славят Его величие. Однако по своему милосердию святые не забывают и тех, кто остался на земле. Они слышат наши молитвы и вечно ходатайствуют о нас перед Богом.
Почитание святых
Христиане почитают святых как своих заступников перед Богом, а также как пример для себя. Глядя на поступки святых, христианин учится угождать Богу и поступать правильно — так, как ему велел Христос. Церковь чтит святых с самого начала своего существования. Первыми святыми были апостолы — ученики Христовы.
Подвиги мучеников
В первые три века существования христианской Церкви верующих преследовали власти, сначала иудейские, затем римские. Иудеи считали Христа лжемессией, а Его последователей — опасными еретиками и богохульниками. Римляне же требовали от всех своих подданных почитать императора как божество.
Христиане не воздавали божественных почестей никому, кроме Бога. Многих заставляли приносить жертвы императору или языческим божествам, однако верующие предпочитали умереть, но не предать Бога. Этих людей называли мучениками. Их останки (мощи) забирали и сохраняли у себя их товарищи по общине. Так возникла традиция почитания святых и их мощей.
Наши небесные покровители и заступники
У каждого человека есть два небесных покровителя:
- ангел-хранитель, которого Бог посылает человеку при крещении, и
- святой, с которым человек носит одно имя.
Оба этих чудесных заступника всегда помогают человеку, желают ему спасения и всяческих благ. Поэтому к ним нужно всегда обращаться с молитвой. Молитвы ангелу-хранителю и святому входят в ежедневное молитвенное правило.
Что такое молебен?
Молебен – это особое, краткое богослужение, обращенное к Господу Богу, Богородице или какому-либо святому. Чинопоследование молебна – это, по сути, сокращенная и упрощенная утреня.
В храме молебны обычно служат после Литургии, иногда – после утрени и вечерни. Молебен можно служить не только в храме, но и дома, и на природе. Общественные молебны служат в праздничные дни и по особым случаям (например, во время бедствий). По нуждам прихожан совершаются частные молебны.
Благодарственный молебен
В случае нужды или по чьему-то прошению совершаются просительные молебны. Поводами для просительного молебна могут быть болезнь, эпидемия, вражеское нашествие, путешествие, новое дело, стихийные бедствия, бесплодие.
Особенность благодарственного молебна в том, что он служится только Господу Иисусу Христу и только после Литургии. В благодарственном молебне верующие выражают свою благодарность Богу за Его помощь. Его необходимо отслужить, если Господь услышал молитвы, и трудная ситуация разрешилась. Ведь даже если за помощью мы обращаемся к святым, помощь всегда исходит только от Бога.
Как заказать молебен
Когда христианин хочет попросить помощи или вознести благодарность Богу за всё то добро, которое Бог ему посылает в жизни, он заказывает в храме молебен. Чтобы заказать молебен, нужно подойти к свечному ящику и написать записку. В ней нужно перечислить:
- вид молебна (если просительный – указать нужду),
- кому служить молебен (Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым – указать имена святых),
- о ком будет служиться молебен (имена в церковном варианте, в полной форме).
Ребенок младше 7 лет считается младенцем, и в записке, соответственно, пишут «младенца» и имя в родительном падеже.
КАК МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ
Чтобы легче и нерассеяннее стоять литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением свяшеннослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит.
Когда начинается литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.
Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.
Пред малым входом читает священник молитву: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам» В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня.
Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем.
Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет «Господи помилуй…» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас!» Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…
Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных. Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.
Во время великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе «Мир всем!», изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…»– помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.
При возгласе «Благодарим Господа…» – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.
Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
Почему так важен храм и храмовая молитва?
Ответы пастырей
Увы, поздней весной и летом храмы пустеют. После насыщенных дней Великого поста приходит духовное расслабление и. хлопоты по хозяйству. Для многих единственным временем для огородов остаются суббота и воскресенье. В отпуске, особенно в дальних странах, часто не найдёшь храм поблизости, а иногда и на него не остается времени из-за тех же хлопот. Вот и получается, что многие христиане пропускают не только всенощные, но и воскресные литургии, зачастую не понимая, какого сокровища сами себя лишают. Как донести до христиан, пусть и малоцерковных, мысль об особой роли храма в нашей духовной жизни? А есть ведь ещё и те, кто говорят, что им «не нужны посредники в разговоре с Богом», что «храм у них в душе» и пр.
Если «захожане» будут видеть в нас огонь,
им тоже захочется прийти в храм
‒ Почему нужен храм? Все очень просто. Потому что дома не причастишься. А Причастие – это жизнь, это дыхание православного человека, это единственный свет во мраке нашей жизни, пристань во время бури, покой, мир и любовь, преизливающаяся в сердце. Если в человеке нет этого понимания, то и храм ему не нужен. Литургия – это сердце мира. Оно бьется и живет. Поэтому или ты в храме и в литургии, и тогда Божественная благодать наполняет тебя, или ты вне всего, в хаосе. Как это донести до людей, я не знаю. За все время моего священства я понял, что слова имеют небольшой вес, и отнюдь не проповеди приводят людей в храм и удерживают человека в нем. Я думаю, мы все, и священники, и «верные» миряне, просто должны жить истово, истово служить Богу, истово причащаться, стремиться в храм на литургию, как елень на источники водные (Пс. 41, 2). Если «захожане» будут видеть в нас такой огонь, им, наверное, захочется прийти в храм не только за святой водой ли освященным яйцом. Им захочется узнать, откуда сей огонь берется и что из себя представляет. И когда такой человек опытно познает глубокую молитву, сердечное умиление, радость Покаяния и блаженство Причащения – он уже никуда не уйдет из храма.
Покажите, что вера – это радость, свобода и благодать
Проблема в том, что часто в храме мы одни, а за его стенами – другие. Проблема в том, что многим кажется, что исполнять заповеди ‒ значит быть унылым занудой, который от всего открестился и все вокруг почитает грехом. Не знаю, как вы, а я постоянно сталкиваюсь с такими православными. И если бы я узнал о Православии от них – и ноги моей не было бы в церкви. Покажите, что вера – это радость, свобода и благодать. Человек маловерующий, не участвующий в таинствах – живет в греховном мраке. Какой толк показывать ему разные оттенки его темноты? Ты покажи ему свет Христов. Как это сделать? Ну, уж точно не нотациями, нравоучениями и упреками. Поделись самым теплым, что получил от Бога в храме. Как это сделать – Господь научит. Иногда достаточно и бодрого слова, и улыбки, и настроения. Ну, а в общем – это тайна.
Храм – это место, где Божественная любовь
прикасается к ищущему ее человеку
‒ Вопрос о роли Церкви в духовной жизни, наверное, один из самых болезненных религиозных вопросов современности. Уже стало доброй традицией, критикуя церковный уклад, прикрываться замыленной фразой о «Боге в душе». По сути, это не что иное как религиозный самообман. Человек, не желая заботиться о своей душе, просто отмахивается от этой темы с удобной отговоркой. Почему невозможна нормальная духовная жизнь без Церкви, участия в храмовой молитве? Мне кажется, отвечая на этот вопрос, важно осознать два важных момента.
Отвергать храмовое богослужение – значит отвергать Бога, ищущего нас
Первый – объективный. Он заключается в том, что, отвергая Церковь, в которой реализовано Откровение о спасении Господом человечества, мы как бы заставляем Бога молчать. Точнее, такая позиция означает, что Бог находится где-то далеко, и Он никак не обращается к человеку. Его обращение для нас совсем не важно и не нужно – мы сами знаем, что и как нам лучше делать для организации собственной духовной жизни. Это не что иное, как вызов Творцу, заботящемуся о человечестве. Это попрание Божественной любви, выраженной в домостроительстве нашего спасения и благодатной помощи на пути следования к Нему, которая и совершается в Церкви. Храм – это место, где Божественная любовь, облеченная в видимые и доступные для чувственного восприятия формы, прикасается к ищущему ее человеку. Отвергать храмовое богослужение – значит отвергать Бога, ищущего нас!
Второй момент – субъективный. Он заключается в том, что человек не может объективно оценивать свое внутреннее состояние и качество духовной жизни. Мы склонны к разного рода самообманам в этой сфере. С этой точки зрения, храмовое богослужение и церковный устав необходимы нам для того, чтобы не ввергнуться в пучину субъективной чувственности и самообмана, далекого от реальности. То есть это спасение от пагубной прелести, которая является духовным самоубийством.
Молитвенное присутствие в храме –
залог благословения в наших житейских делах
Насчет того, что храм у человека в душе – это верно только тогда, когда человек старается жить по-церковному. А неотъемлемая часть церковной жизни (за исключением объективных препятствий) – это совместная храмовая молитва.
То, что дает храм,
постигается только на личном опыте
‒ В нашей жизни есть один достаточно четкий закон: если ты хочешь что-то получить, надо идти туда, где это дают. Можно и дома книжки читать, но образование получают в школах, колледжах и вузах. Можно и дома заниматься физкультурой, но серьезно развивают свое тело в спортзале. Можно обучиться иностранному языку, сидя дома и используя самоучитель, но более эффективно посещать уроки, а еще лучше ‒ погрузиться в языковую среду, где ты непосредственно приобщишься реальному опыту разговорной речи.
Храм – это родник живого общения с Богом
Храм – это место, где уже царит многовековой опыт общения с Богом. В своих частных молитвах мы пытаемся пробиться к Небу, а в храме само Небо открыто нам. Храм – это родник живого общения с Богом. Жажда души утоляется только здесь.
Неоднократно я замечал по себе, как приходишь в храм совершенно измученный, морально истощенный, эмоционально измотанный, кажется, сил нет никаких. Но ‒ становишься у престола, произносишь первый возглас, душа вникает в богослужение, и наступает всё новое. Уходят эмоции, негативные мысли и чувства, усталость исчезает, и к концу службы внутри становится легко-легко. Храмовое богослужение исцеляет и воскрешает. Храм – это отверстые врата в Рай, да и земные проблемы зачастую решаются именно здесь.
Одна наша прихожанка рассказала про свою подругу, которая никогда не ходила в храм, и вот у нее обнаружили в голове опухоль. Наша прихожанка предложила ей: «Давай обращаться к Богу. Пойдем вместе со мной в храм на богослужение». Они пришли на Всенощное бдение, молились всю службу, помазались святым елеем. Получилось так, что после этого больная женщина пошла на очередное обследование, и врачи с удивлением сказали, что не видят у нее никакой опухоли. А ведь она даже и не догадывалась об исцелении. Но Господь оказал ей такую милость, призывая стать ближе к Церкви. После этого она стала регулярно исповедоваться и причащаться. Этот случай говорит о том, что в храме – обилие благодати Божией, способной даровать нам любое благо.
Конечно, в храм мы идем не ради пользы земной. Пусть у тебя не исцеляется тело, но главное, чтобы исцелилась душа, чтобы она освободилась от ига греховных страстей. Именно в храме наша душа обретает подлинную свободу, радость, простор. Храм дает столько, сколько и невозможно перечислить, но постигает это каждый на своем личном опыте.
Как правильно молиться в церкви
Так, собираясь зайти в храм, для начала обратите внимание на свой внешний вид. Конечно, миниюбки или шорты — не лучшая одежда для этого. Также традиционно принято, чтобы женщина находилась под сенью храма с покрытой головой, а мужчина, наоборот, с непокрытой. Если с собой нет головного убора — не беда, в любой церковной лавке можно взять платочек.
Входя на церковную территорию, нужно остановиться и трижды с поклоном перекреститься. То же самое необходимо сделать при входе в саму церковь. Далее, если вы пришли на службу, то займите любое место, откуда вам достаточно хорошо видно и слышно священников и без необходимости больше по храму не ходите вплоть до окончания богослужения. Вторить хору можно только тогда, когда это делают все по канону службы: во время пения «Отче наш», «Символа веры» и других общих молитв, которые могут быть разными в зависимости от дня.
Между службами можно помолиться о своих нуждах произвольно и здесь уже нет каких-то специальных жестких правил, главное, делать это осознанно, а не механически, и с верой. Молитва всегда должна иметь адресата, ведь это разговор, и странно было бы беседовать, ни к кому конкретно не обращаясь.
Также любой может приложиться к святыням: мощам, иконам, крестам.
Существует множество народных суеверий о том, что можно и чего нельзя делать со свечками, однако на самом деле важно одно — все, что вы совершаете в храме, не должно быть простой формальностью. Богу не требуется одолжение и деньги, ему нужна только любовь. Приходите в храм так, будто навещаете родителей — с радостью, теплом и полным доверием.
Зачем нужно молиться?
Этот вопрос задают многие невоцерковленные люди: зачем молиться, если Бог и так видит все наши нужды? Безусловно, видит, но, уважая нашу свободу, никогда не станет делать что-то, о чем мы не просим. Так что молитва — это акт нашей доброй воли и смирения перед Ним.
Многим современным людям, воспитанным на возвеличивании собственного «я», слово «смирение» режет слух. Однако стоит понимать, что это не самоуничижение, не раболепство, а доверие Богу. Как ребенок, который просит помощи у родителей в том, с чем сам по причине возраста и неопытности еще не может справиться, так и мы, чей жизненный опыт и объем знаний не сопоставимы с Божественными, просим Его поддержки, заступничества, а порой и чуда. Господь — наш Небесный Отец, а любому родителю хочется, чтобы его дети общались с ним как можно больше и никогда не забывали.
Общественная молитва
Общественная молитва совершается группой верующих за богослужениями в храме и за его пределами — во время крестных ходов и молебнов. Есть вещи и задачи, которые человек не может сделать один. Просто не хватит сил. В таких ситуациях мы нуждаемся в помощи других.
История
Практика общественных молитв существует столько, сколько существует человечество. Там, где у людей появляется стремление прорваться к небесному миру, эту трудную задачу пытаются решить и с помощью общей молитвы. Она приобретала особое значение, когда необходимо было искать поддержки Бога в каких-то глобальных, всенародных, общественных нуждах. Христианство открыло миру самое высокое значение всеобщей молитвы в богослужении Литургии.
Необходимость общественной молитвы
В наше секулярное время общественная молитва нуждается в аргументации и апологии. Общественная молитва публична, а, значит, ставит нас перед необходимостью свидетельствовать о своей вере перед всеми. Это так естественно для христиан и так неприятно человеку эпохи индивидуализма.
Мы социальные существа. В словах Творца: «Нехорошо быть человеку одному», — указание и на необходимость в коллективном единомыслии.
Один из самых понятных способов усилить молитву – молится не одному.
В чём-то духовный труд молитвы аналогичен попытке переместить груз. Самостоятельно человек сдвинуть колесо телеги ещё может, но сдвинуть всю телегу — уже нет. Так и духовные проблемы бывают разного масштаба. Какие-то из них человек способен решить самостоятельно, но есть и неподъёмные для нашего духовного состояния вещи. В таком случае, Господь благоволит, чтобы мы обращались за помощью и получали её от других христиан. А ведь есть и духовные задачи, которые решаются только полнотой Церкви. Общественная молитва помогает получить поддержку от людей и Церкви.
Один молится о многих и многие молятся об одном — это ли не признак духовного единства?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Рассказ об исцелении парализованного благодаря стараниям его друзей — убедительный евангельский пример важности и силы общей молитвы. Так, четверо несут своего парализованного друга к Иисусу с надеждой на его исцеление. Не имея возможности пройти с носилками через толпу в дом, где находится Господь, они разбирают крышу, опускают несчастного калеку к Его ногам. Господь, видя веру их исцеляет больного.
Итак, подобно тому, как отец радуется, когда его сыновья и дочери собираются в его доме для общения с ним и Господь радуется, когда мы собираемся на молитву.
Примеры силы общественных молитв
Христианам известна сила молитвы праведника. Однако История Церкви сохранила множество свидетельств заступничества Божьего, Божьей Матери, Святых по молитвам простых христиан, собравшихся в храме.
Ярким примером могут послужить события, связанные с установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда по молитвам находящихся в храмах Константинополя людей город был спасён Богородицей от нашествия врагов.
История появления в христианской традиции молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» связана с поисками милости Божьей из-за непрекращающихся землетрясений. Всеобщая молитва христиан смогла остановить страшные разрушения.
Благодаря единой молитве многих останавливались войны, прекращались кровопролития, успокаивались стихии, затихали эпидемии болезней.
Значение общей молитвы
Общая молитва повышает мотивацию к духовной жизни, учит, вдохновляет, даёт уникальный личный опыт богообщения. Она отгоняет уныние и косность, делает то, что не в силах сделать для духовной работы один человек.
Кто-то не собран, кто-то опечален и уныл, кто-то маловерен. Все эти недостатки компенсируются количеством молящихся сердец.
Особенно важна общественная молитва для тех, кто не преуспевает в индивидуальной молитве. Неслучайно только достигшие высот в духовной жизни христиане могли взять на себя подвиг отшельничества и уединения. Большинство же подвижников активно участвовали в общей храмовой молитве. В любом случае начала молитвенного подвига основывались на богослужебной жизни Церкви.
Молитвенное единство – одна из граней природы Церкви Христовой. Общая молитва уподобляет верных ангельским хорам, которые непрестанно славят Творца.
Литургия – общее дело
С раннего утра и до вечера в храмах звучит молитва, к которой можно присоединить и своё сердце. Если говорить о центре общественной молитвы, то это богослужение Литургии.
Весь богослужебный круг Церкви направлен на подготовку верующих к участию в Таинстве Евхаристии. Подобно тому как колосья собирают с разных полей, чтобы сделать хлеб для приношения, подобно тому как виноград собирают с разных ветвей, чтобы приготовить вино, христиане собираются, чтобы едиными устами принести благодарению Богу и причаститься Тела и крови Христовой.
По всей видимости, непрестанное благодарение Бога в природе святости.
Заключение
Не обесценивая значимость личной молитвы, следует сказать, что главные вещи в духовной жизни человека происходит, когда его молитва соединяется с молитвами многих верующих. Можно привести много доводов о пользе общественной молитвы. Можно с уверенностью сказать: Молившемуся о единстве всех Иисусу Христу, радостно, когда Его верные собираются, чтобы прославить Господа.
Видео (кликните для воспроизведения). |