Службы 1-ой седмицы Великого поста, Служба во вторник первой седмицы Великого поста

Детально: Службы 1-ой седмицы Великого поста, Служба во вторник первой седмицы Великого поста - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Избранные службы Триоди Постной — богослужения Великого поста гражданским шрифтом с ударениями.

Трио́дь, Триодио́н (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенныеканоны (трипеснцы), откуда и происходит название.

Триодь постная (от греч. triodion – трипесенный) – богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия для дней, приготовительных к святой Четыредесятнице, для самого Великого поста, а также для Страстной седмицы. Она охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и заканчивая Великой субботой.

Здесь представлены основные тексты богослужений Триоди постной гражданским шрифтом, наиболее часто используемые в богослужениях. Это тексты подготовительных Недель, сред, пятниц, суббот и воскресений Великого поста, службы стояния Марии Египетской, полностью службы Страстной седмицы и Полуношницы Великой субботы.

Пятница 2-ой седмицы Великого поста. Избранные службы Триоди Постной — богослужения Великого поста.

В ПЯТОК 2-Я СЕДМИЦЫ
НА УТРЕНИ

Троичны гласа. По 1-м стихословии седальны Крестны Осмогласника, с Богородичным.

По 2-м же стихословии
глаголем настоящия седальны, глас 4.
Подобен: Ско́ро предвари́:

П още́нием возвыша́ющеся от земноревни́тельных страсте́й / вознесе́м Го́спода возне́сшагося на Крест, / и мир возвы́сившаго. / Пии́м во чу́встве умиле́ния питие́, / прии́мем день во уме́ и час, / во́ньже ве́чному Судии́ предста́нем. [Дважды.]

Крестобогородичен. Подобен:

Б езневе́стная Ма́ти Твоя́, / я́ко ви́де на Крест Тя возвыша́ема, / рыда́ющи и пла́чущи сицева́я глаго́лаше: / что но́вое и стра́нное сие́ Сы́не Мой чу́до? / Ка́ко Тя беззако́нный наро́д ко Кресту́ пригвожда́ет, / всех Тя жизнь, све́та Моего́ сладча́йшаго?

По 3-м стихословии
седален господина Феодора, глас 5.
Подобен: Сия́ет днесь:

С ия́ет Го́споди, благода́ть Креста́ Твоего́, / всю вселе́нную облиста́ющая, / кре́пость бесо́вскую потребля́ет, / и поще́ния тече́ние ны́не бла́гоукраша́ет; / в не́мже укрепля́я, поми́луй нас. [Дважды.]

Крестобогородичен, глас тойже.
Подобен: Собезнача́льное:

В ознесе́на на Дре́ве я́ко ви́де, / ро́ждшая Тя Ма́ти кроме́ боле́зней, / и рыда́ше с пла́чем, и взыва́ше: / увы́ Мне сладча́йший Сы́не, / уязвля́юся ны́не душе́ю, / на Кресте́ зря́щи Тя, посреде́ двою́ злоде́ю, / а́ки злоде́я пригвожда́ема.

Канон Минеи, и настоящия трипеснцы по чину их, господина Иосифа.

И стихословится песнь, глас 4.
Песнь 5.

Ирмос: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́:

В о́лею, Влады́ко, возне́слся еси́ на Крест, / и низве́ргл еси́ врага́; / те́мже во́лею низве́ржена мя похотьми́ в про́пасть, / благоутро́бием Твои́м испра́ви.

О мраче́на мя страстьми́ безме́стными душе́ю, / просвети́ Иису́се, омрачи́вый со́лнце на Кресте́ просте́рся, / и просвети́вый вся вселе́нныя исполне́ния.

П о́стную пучи́ну преплы́ти ти́хо / сподо́би мя, Христе́, / утиша́я во́лны мы́сли моея́, / и в приста́нища Воскресе́ния окорми́.

Богородичен: Чи́стую чисто́тствующим почти́м умо́м, / добро́ту Иа́ковлю, Боже́ственными дея́ньми украша́ющеся, / благоче́стно воспои́м, / я́ко Ма́терь Бо́га на́шего.

Иный трипеснец господина Феодора, глас 5.

Ирмос: От но́щи покланя́ющияся:

Т ы распе́нся тле́ния избавля́еши мя, / и прободе́н быв обезсме́ртствуеши мя; / сла́влю Твою́ неизрече́нную ми́лость, / я́ко прише́л еси́, Христе́, да спасе́ши мя.

Н а Кресте́ просте́р дла́ни Твоя́, / мы́сленнаго Амали́ка уби́л еси́, / лю́ди Твоя́ спаса́яй, Го́споди. / Сего́ ра́ди пое́м держа́ву Твою́.

Троичен: В трех Ли́цах Божество́, / еди́но нача́ло всепресу́щное, / воспои́м Отца́ безнача́льнаго, и Сы́на, / и Ду́ха Свята́го.

Богородичен: Его́же не́бо вмести́ти не можа́ше, / Ты во чре́ве заче́нши родила́ еси́. / О стра́ннаго и неизрече́ннаго чудесе́! / Те́мже Тя вси пое́м, Пречи́стая.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

М ене́ ра́ди претерпе́вый распя́тие, / о́цет пи́вый, и реки́й: соверши́шася! / Соверши́ мое́ по́стное по́прище, / удостоя́я мя ви́дети Твое́ воста́ние.

Ирмос: От но́щи покла́няющияся Тебе́, Христе́, / поми́луй и мир да́руй; / зане́ свет повеле́ния Твоя́, / бы́ша исцеле́ния рабо́м Твои́м Человеколю́бче.

Песнь 8.

Ирмос: Отроки благочестивыя:

Н а Кресте́ пригво́ждься за благоутро́бие, / разбо́йнику рай отве́рзл еси́; / ны́не же разбие́на мя де́монскою лю́тостию, / и в души́ всепло́тную я́зву прии́мша / уврачу́й, отверза́я ми две́ри покая́ния / Твои́м человеколю́бием.

П осто́м просвети́вше плоть, / ду́шу доброде́тельми утучни́м, / убо́гия напита́им, бога́тство неистощи́мое на небесе́х купу́юще, / и воззове́м: Го́спода по́йте, дела́, / и превозноси́те Его́ во ве́ки.

С тра́стию Твое́ю тварь поколеба́ся, / на Кресте́ Тя ви́девше пригвожда́ема, Спа́се Преблаги́й. / Те́мже молю́ Тя, / прило́ги коле́блемый при́сно змии́ными, / утверди́ ум мой, Ще́дре, / на тве́рдем ка́мени Твои́х хоте́ний.

Богородичен: Две́ре Бо́жия заключе́на, / е́юже еди́н про́йде Госпо́дь, / напра́ви мя к стезя́м Боже́ственным, / и отве́рзи ми спасе́ния две́ри, Бо́гоблагода́тная; / к Тебе́ бо прибега́ю, Де́во, / еди́ней предста́тельнице ро́да челове́ческаго.

Иный. Ирмос: Творца́ тва́ри:

Д ре́во всесвято́е, / на не́мже Ты, Христе́ мой, распя́лся еси́, / поя́ преблагословлю́ Тя во вся ве́ки.

Н а Голго́фе беззако́ннии Тя, Христе́, / распе́нше уби́ша, / но живе́ши, и спаса́еши нас во ве́ки.

Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Го́спода.

Троичен: Странноле́пно разделя́ется Тро́ица, / и пребыва́ет неразде́льна, я́ко Бог, / Его́же превозно́сим во вся ве́ки.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Богородичен: Моли́тву сотвори́ / о пою́щих Тя, Пречи́стая, / изба́витися вся́ких искуше́ний и бед.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

К реста́ Твоего́, Го́споди, си́лою вжили́в мя, / сподо́би благоду́шно / сконча́ти поста́ тече́ние.

Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви, пою́ще и превознося́ще во вся ве́ки.

Ирмос: Творца́ тва́ри, / Его́же ужаса́ются а́нгели, / по́йте лю́дие, / и превозноси́те во вся ве́ки.

Песнь 9.

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́:

К а́мень Тя отсече́нный прови́де проро́к, / от горы́ Де́вы, Спа́се, / сокруши́вшаго ка́мение Твои́м распя́тием. / Те́мже отягче́на мя нечу́вствия ка́мением, / я́ко Всеще́дрый, свободи́.

П ости́ся от зло́бы, душе́ моя́, / Боже́ственною любо́вию наслажда́ющися, / две́ри отве́рзи вся́ким благи́м ви́дом, / загражда́ющи лука́вства вход, / воздержа́нием и моле́нием.

М ене́ осужде́наго спаси́, / осуди́вый Кресто́м Твои́м, Влады́ко Спа́се мой, вражду, / и да не пока́жеши гее́нне пови́нна, / оскверне́наго страстьми́, и грехми́ омраче́наго.

Богородичен: Пощади́ мя, Христе́, / егда́ прии́деши суди́ти ми́ру со сла́вою, / разреши́ мглу злоб мои́х, мольба́ми Ро́ждшия Тя, / и насле́дника сотвори́ Небе́снаго Ца́рствия Твоего́.

Иный. Ирмос: Иса́ие лику́й:

П а́ки рай отверза́еши еди́ною распе́нся, / в не́мже причаща́яся жи́зни ра́дуюся, / сме́рти избавля́яся ве́чныя преслуша́ния; / те́мже Человеколю́бче, / я́ко Бо́га моего́ велича́ю Тя.

К ля́твы орга́н, / благослове́ния показа́ся печа́ть, / Твой животво́рный, Го́споди, Крест, / на не́мже Тя взира́юще, / оживля́емся уме́ршии пре́жде, / и воспева́юще Тя, я́ко Влады́ку, велича́ем.

Троичен: Еди́ну Существо́м воспева́ю Тя, / безнача́льная Тро́ице честна́я, / живонача́льная, несеко́мая Еди́нице, / О́тче нерожде́нный, и рожде́нный Сло́ве и Сы́не, / Ду́ше Святы́й, спаси́ ны, пою́щия Тя.

Богородичен: Па́че ума́ Рождество́ Твое́, Богома́ти, / без му́жа бо зача́тие в Тебе́, / и де́вственно рожде́ние бысть, / и́бо Бог есть рожде́йся. / Его́же велича́юще, Тя, Де́во, ублажа́ем.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

К ре́сте честны́й, / кре́посте моя́ и прибе́жище, / бу́ди ми просвеще́ние ны́не воздержа́тельно, / веселя́ и очища́я мя, избавля́я от искуше́ний, / да прославля́я тебе́, / Влады́ку, велича́ю Христа́.

Ирмос: Иса́ие лику́й, / Де́ва име́ во чре́ве / и роди́ Сы́на Емману́ила, / Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́. / Его́же велича́юще, / Де́ву ублажа́ем.

Светилен гласа.
На стиховне самогласен, дважды, глас 8:

С трастоуби́йца пост настоя́щий, / озло́бленныя от греха́ уврачева́ти обещава́ется; / его́же я́ко богода́ннаго помо́щника почти́м, / богопи́санныя скрижа́ли Моисе́ом прии́мше. / Не предызбере́м сокруши́вшаго их невоздержа́нием; / не бу́дем о́бщницы, и́хже телеса́ падо́ша в пусты́ни; / не возсе́туим иуде́йски, / но церко́вно просвети́мся; / не фарисе́йски лицеме́руим, / но ева́нгельски удобри́мся, / хва́лящеся о Кресте́ Христа́, / Изба́вителя душ на́ших.

Читайте так же:  Что такое канон в православной церкви, значение слова канон, чем отличается канон от акафиста

Мученичен: Что вы нарече́м святи́и? / Херуви́мы ли? Я́ко на вас почи́л есть Христо́с. / Серафи́мы ли? Я́ко непреста́нно просла́висте Его́. / А́нгелы ли? Те́ла бо отврати́стеся. / Си́лы ли? Де́йствуете бо чудесы́. / Мно́гая ва́ша имена́, и бо́льшая дарова́ния. / Моли́те спасти́ся душа́м на́шим.

Слава и ныне, Крестобогородичен, глас тойже:

Ч то чу́дное и изя́щное? / Де́ва Го́сподеви вопия́ше ма́терски: / боле́зни, и́хже не име́х внегда́ роди́ти Тя, Сы́не, / о́стрии каса́ются се́рдца Моего́. / Не терплю́ на Кресте́ пригвожде́на Тя зря́щи, / све́те о́чию Мое́ю, / потщи́ся у́бо воста́ни, / я́ко да просла́влю с ми́ром / ужа́сное смотре́ние Твое́.

НА 6-М ЧАСЕ

Тропарь пророчества, глас 1:

В нощи́ и во дни припа́даем Тебе́, Го́споди, / пода́ти оставле́ние грехо́в душа́м на́шим, / да в ми́ре поклони́мся Тебе́, / и славосло́вим, Человеколю́бче.

Сла́ва, и ны́не: и повторяем тойжде.

Прокимен, псалом 37, глас 4: Г о́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши ме не́. Стих: Я́ко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне.

Проро́чества Иса́иина чте́ние.

Прокимен, псалом 38, Глас 6: У слы́ши моли́тву мою́, Го́споди, / и м оле́ние мое́ внуши́. Стих: Рех: сохраню́ пути́ моя́, е́же не согреша́ти ми язы́ком мои́м.

В ПЯТОК 2-Я СЕДМИЦЫ
ВЕЧЕРА

На Го́споди воззва́х, поставим стихов 10 и поем самогласен дважды, и мученичны Октоиха прилучившагося гласа: и Минеи 4. Слава, святаго, аще есть: аще ли ни: Слава, мертвен Дамаскиновых Октоиха. И ныне, Богородичен 1-й гласа.

Самогласен, глас 4:

Н ы́не вре́мя благоприя́тное, / ны́не день спасе́ния, / во мно́жестве ми́лости Твоея́ посети́ мою́ ду́шу, / и бре́мя беззако́ний мои́х осла́би, / еди́не Человеколю́бче.

Прокимен, псалом 39, глас 4: М и́лость Твоя́ и и́стина Твоя́ / вы́ну, да засту́пите м я. Стих: Терпя́ по терпе́х Го́спода и внят ми.

1. Бытия́ чте́ние.

Б е Но́е лет пяти́ сот, и роди́ сы́ны три, Си́ма, Ха́ма, Иа́фета. И бысть, егда́ нача́ша челове́цы мно́зи быва́ти на земли́, и дще́ри роди́шася им. Ви́девше же сы́нове Бо́жии дще́ри челове́чи, я́ко добры́ суть, поя́ша себе́ жены́ от всех, я́же избра́ша. И рече́ Госпо́дь Бог: не и́мать Дух Мой пребыва́ти в челове́цех сих во век, зане́ суть плоть. Бу́дут же дни́е их лет сто два́десять. Исполи́ни же бя́ху на земли́ во дни о́ны, и пото́м, егда́ вхожда́ху сы́нове Бо́жии к дще́рем челове́ческим, и рожда́ху себе́, ти́и бя́ху исполи́ни, и́же от ве́ка челове́цы имени́тии. Ви́дев же Госпо́дь Бог, я́ко умно́жишася зло́бы челове́ков на земли́, и всяк помышля́ет в се́рдце свое́м приле́жно на зла́я во вся дни. И помы́сли Бог, я́ко сотвори́ челове́ка на земли́, и размы́сли. И рече́ Бог: потреблю́ челове́ка, его́же сотвори́х от лица́ земли́, от челове́ка да́же до скота́, и от гад да́же до птиц небе́сных, зане́ размы́слих, я́ко сотвори́х я́. Но́е же обре́те благода́ть пред Го́сподем Бо́гом.

Прокимен: псалом 40, глас 6: А з рех: Го́споди, поми́луй мя, / исцели́ ду́шу м ою́. Стих: Блаже́н разумева́яй на ни́ща и убо́га, в день лют изба́вит eго́ Госпо́дь.

2. При́тчей чте́ние.

Среда первой седмицы Великого Поста

Без Меня не можете делать ничего.
Ин. 15, 5

По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Фото: Патриархия.Ru На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой великопостной недели. В остальные великопостные седмицы за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией.

Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения.

Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление.

«Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения».

Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне.

«Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий».

Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы

Наставления вступающим в пост

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста.

Преподобный Варсонуфий Великий

Употребим же силу свою, чтоб добре поработать в краткое время сие, сохраняя дело свое чистым от всякого зла, да возможем спастися от рук князей тьмы, которые встретят нас; ибо они злы и немилостивы.

Преподобный авва Исаия Отшельник

Не будем вести себя так, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а на утро невоздержание и гордость; сегодня – безмолвие, бдение, смирение, а на утро – развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное.

Мы должны быть уверены, что сколько бы ни усиливались, никогда и ничего не можем совершить, если не будем пользоваться содействием свыше.

И воистину, если кто не предаст себя на заклание, как овча, за каждую даже малейшую добродетель и не прольет крови своей за нее, тот не стяжет ее никогда. Так Бог в домостроительстве Своем положил, чтобы мы покупали вечную жизнь произвольной смертью. – Не хочешь умереть произвольной смертью и жить вечной жизнью? – И вот ты мертв.

Скорбь, связанная с отсечением греховных привычек, впоследствии принесет радость, а благоденствие подвигнет к благодарению Бога за Его к нам неизреченные милости.

Удерживать гнев и серчание есть собственное наше дело и требует подвига великого и труда немалого; но чтобы совсем не смущаться и стяжать невозмутимость сердца и совершенную кротость – это есть дело в нас единого Бога.

Христианин не может сам собою произвести в себе желаемое изменение, и Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя от всего сердца своего.

Великий пост. Сретенский монастырь. Фото: В.Корнюшин / Православие.Ru «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

Вот молитва, которую слышали вы, братия, в эти дни много раз в храме. Ее написал св. Ефрем Сирин, пастырь и учитель стада Христова, живший в IV веке по Рождестве Христове, и передал Церкви; а Церковь заповедала произносить ее во дни Святой и Великой Четыредесятницы при каждом богослужении, кроме субботы и дня воскресного.

Для чего святая Церковь ввела в богослужение Великим Постом эту, а не другую молитву? Для того чтобы непрестанно напоминать нам, о чем именно надобно просить и молить Господа на поприще поста и покаяния. Как мать предохраняет своих детей от простуды, так святая Церковь предостерегает нас ныне от искушений, внушая, с какой стороны они приходят к нам и какими средствами можем мы отражать их от себя. Чувствуя свою нежность материнского попечения Церкви о нашем спасении, усугубим внимание, войдем в ее благое намерение о нас и последуем за ее руководством, как дети следуют за наставлениями матери.

Читайте так же:  Суры на удачу и прибыль

Когда святая Церковь заставляет нас во время поста и покаяния молить Господа об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, Это указывает, что сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения. В самом деле, какое время более свободно для упражнения в слове Божием, как не время, посвящаемое на приготовление к исповеди и причащению? И в сие-то время искушает нас наиболее дух праздности! Какое время более удобно для духовных размышлений, как не время, посвящаемое на хождение в храм для слушания там душеспасительных молитв, чтения и пения? И в сие-то время входят в наше сердце наиболее нечистые помыслы! Какое время более располагает душу к покою, как не время поста? И в сие-то время мы предаемся наиболее скуке и унынию! Какое время более способствует к упражнению в молчании, как не время покаяния? И в сие-то время занимаемся наиболее празднословием!

Не так ли? Только тот не замечает этих искушений, кто постится и ходит в храм по нужде; но тот, кто постится, как следует, и молится во храме, как должно, тому понятна вся важность молитвы, употребляемой ныне Церковью.

Что же такое дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности в своих недостатках и заблуждениях и исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли он ум праздный, рассеянный и погруженный в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит.

Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался перед постом, скорбит, что не может нарушить устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях. Удовольствия изобрел ум человеческий, а пост учрежден Самим Богом.

Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея ее, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив, мытарь не постился, но предпочтен постящемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренное и дух сокрушен.

Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частью от скудости ума, частью от праздности, частью от зависти и злости. Но от чего бы не происходила эта страсть, она – страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, проникающее в душу ближнего, – если не будет в ней сразу подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в побеги и плоды. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! «За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36), – говорит сам Спаситель.

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

Вторник первой седмицы Великого Поста

Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями.
Святитель Василий Великий

Святой царь и пророк Давид. Книжная миниатюра. Британская библиотека «Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Из книги «В пост»

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

«Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость».

Из службы вторника первой седмицы

Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи.

Из службы вторника первой седмицы

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

«Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост».

Из службы вторника первой седмицы

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

«Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына».

Из Великого Канона св. Андрея Критского

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон

Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Читайте так же:  Молитва для изгнания дьявола из плоти человеческой

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Преподобный Силуан Афонский

Житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений святителя Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память святителя Андрея, архиепископа Критского, совершается 4/17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью).

Устав-схема служб Великого поста

Устав-схема служб Великого поста

Службы Великого поста

Утреня (смотрим по Часослову)

Чтец: Обычное начало и двупсалмие, тропари (на ряду)

Иерей : Краткая сугубая ектения, возглас

Хор : Аминь. Именем Господним благослови, отче.

Иерей : «Слава Святей…»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтец: Аминь. и шестопсалмие.

Иерей : Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели

Троичны тропари гласа (смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне – те же)

Кафизмы три (смотреть в указаниях какие)

Ектений по кафизмах нет .

По первой кафизме – седальны Октоиха. (смотреть в приложении Триоди по гласу и дню недели. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» перед «славой». Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака.)

По 2 и 3 по счету кафизм – седальны Триоди на ряду

Молитва иерея, «Господи, помилуй» — 12 раз, возглас , «Аминь».

Каноны:

Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди. Трипесненцы смотреть в Богослужебных указаниях.

Смотреть по книге «службы 1 седмицы В. Поста» Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди.

Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей .

Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катаваси­ей — ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии (а также в службах 1-й седмицы.)

По 3 и 6 песни канона – малая ектения, седальны или кондаки.

На 9-й песни – «Честнейшую»

После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть»

Светилен Троичный текущего гласа. (смотреть в приложении Триоди, там же, где и Троичны). С окончаниями: 1-й – на каждый день свое, 2-й и 3-й – одни и те же.

Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне – Богородичен Триоди.

И обычное окончание утрени на ряду:

Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви. » (дважды). Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея. », «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господ­ним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен. »

Чтец: «Небесный Царю. »

Иерей: «Господи и Владыко живота моего. » и поклоны 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в за­ключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живо­та моего. » чтец: «Аминь» и читает 1-й час.

Первый час, третий и шестой – всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» — тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.

Девятый час – также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.

К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.

По «Отче наш» кондаки:

Кондак рядового святого

Слава – «Со святыми упокой»

И ныне – «Предстательство христиан»

(в храме Богородичном кондаки – дня, рядового святого, Слава – «Со святыми упокой», И ныне – храма)

Далее всё на ряду.

Вечерня, когда не бывает Литургия Преждеосвященных Даров

Чтец: «Приидите, поклонимся. » и 103-й псалом: «Благосло­ви, душе моя, Господа. »

Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Цар­скими вратами светильничные молитвы.

По псалме — великая ектения.

За­тем кафизма 18-я.

После кафизмы — малая ектения.

«Господи, воз­звах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Триоди — 3 и Минеи — 3 (Уже другой день)

Во время пения стихир совершается обычное каждение.

Читайте так же:  Молитва на изобилия денег

«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи на ряду.

Хор: «Свете тихий. »

Затем сле­дует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия.

По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей. »

Хор: стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами из Часослова, «Слава, и ныне» — Богородичен.

После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш»

Иерей — возглас. Хор: «Аминь». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево» и др. – на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы.

Далее обычное окончание вседневной вечерни:

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним. »

Иерей: «Сый благословен. »

Чтец: молитву «Небесный Царю. »

Иерей: «Господи и Владыко живота моего. » и творим обычные поклоны (16).

После поклонов конечное Трисвятое – Чтец .

Возглас иерея, чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Трои­це. ».

Чтец: «Буди Имя Господне. » (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время. » (полностью).

Иерей : « Премудрость»

Хор: «Достойно есть. » (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно).

Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже. »

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови».

Иерей : отпуст (на амвоне).

Хор : многолетны.

Закрывается завеса Царских врат.

Таков порядок вечерни в седмичные дни Четыредесятницы, когда не бывает Преждеосвященной литургии.

После вечерни положена ещё заупокойная лития.

Повечерие великое поется отдельно от вечерни — вечером.

Расписание богослужений на первой седмице Великого поста

Предлагаем вашему вниманию расписание богослужений в Покровском академическом храме в период первой седмицы Великого поста:

02.03. Понедельник.

7:30 — Утренние молитвы. Утреня. Часы. Изобразительные. Вечерня. Заупокойная лития. Литургия не совершается.
17:00 — Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

03.03. Вторник.

7:30 — Утренние молитвы. Утреня. Часы. Изобразительные. Вечерня. Заупокойная лития. Литургия не совершается.
17:00 — Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

04.03. Среда.

7:00 — Исповедь.
7:30 — Утренние молитвы. Утреня. Часы. Изобразительные. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 — Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

05.03. Четверг.

7:30 — Утренние молитвы. Утреня. Часы. Изобразительные. Вечерня. Заупокойная лития. Литургия не совершается.
17:00 — Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

06.03. Пятница.

7:00 — Исповедь.
7:30 — Утренние молитвы. Утреня. Часы. Изобразительные. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен вмч. Феодору Тирону с освящением колива.
17:00 — Великое повечерие. Утреня. 1-й час.

07.03. Суббота.

8:00 — Исповедь.
8:20 — Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста.
17:00 — Воскресное бдение.

08.03. Воскресение. Торжество Православия.

8:00 — Исповедь.
8:20 — Утренние молитвы. Часы. Божественная литургия свт. Василия Великого.
17:00 – Вечернее богослужение.

Пресс-служба МДА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понедельник первой седмицы Великого Поста

Истинный пост есть устранение от злых дел.
Святитель Василий Великий

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной из стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.

Чтение канона прп. Андрея Критского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Фото: Патриархия.Ru

Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.

Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».

Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

«Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».

Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

«Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.

«Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим.

Из Великого Канона святого Андрея Критского

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Читайте так же:  Молитва, чтобы найти потерянную вещь, выручит в самых сложных ситуациях

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Службы 1-ой седмицы Великого поста, Служба во вторник первой седмицы Великого поста

ГлавнаяТриодь1-я седмица Великого поста

1-я седмица Великого поста

Тексты служб каждого дня седмицы даются утро (Утреня, часы) и вечер (Вечерня и Повечерие). К понедельнику отнесена Вечерня Недели сырной, дается отдельно.

В субботу память великомученика Феодора Тирона, на этот день по благословению святейшего Патриарха Алексия II переносится празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, но в опубликованных ныне текстах соединения этих служб нет, т.е. приводится только служба вмч. Феодору.

Суббота, память вмч. Феодора Тирона: Утреня, Литургия.

Текст всех служб седмицы с понедельника по субботу в формате Word: week1.rar, 97kb.

Следующая Неделя: 1-я Неделя Великого поста, Торжества Православия.

Богослужения первой седмицы Великого поста. Материалы в помощь молящимся

Великий пост – время, установленное Святой Церковью для того, чтобы путём покаяния и духовных упражнений помочь нам открыть наши сердца навстречу Богу. В этот период церковного года мы, ограничивая себя в пище и удаляясь от развлечений, усиливаем нашу духовную жизнь, стараемся больше работать над собой и усерднее посещать храм Божий.

К сожалению, наша наполненная заботами и попечениями жизнь часто не даёт нам возможности уделять много времени молитве и церковной службе, но хотя бы в дни первой и последней седмиц Святой Четыредесятницы надо стараться посещать Богослужения чаще.

В эти дни службы становятся длиннее и имеют особенный покаянный настрой. Основу их составляет чтение псалмов; пение хора при этом сводится к минимуму; совершаются коленопреклоненные молитвы. Конечно, наше внимание может рассеиваться, да и лукавый дух не дремлет, стремясь отвлечь нас от молитвы и лишить духовной пользы от пребывания в храме. Именно поэтому так полезно иметь перед глазами текст чинопоследования службы, чтобы внимательно следить за ходом Богослужения и понуждать свой ум вникать в смысл происходящего.

Сегодня в помощь всем, кто стремится сознательно участвовать в церковной молитве, мы публикуем на нашем сайте чинопоследования Богослужений первой седмицы Великого поста. Каждый файл, посвященный тому или иному дню седмицы, включает в себя расположенные друг за другом последования служб, положенных Уставом на этот день: Утреня, Часы, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров (для среды и пятницы) и Великое Повечерие с каноном преподобного Андрея Критского.

Многие из нас в силу обстоятельств не имеют возможности посещать утренние службы в будние дни и приходят только на Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Но даже в этом случае чинопоследование может вам пригодиться – ведь тексте содержится не только сам канон, но также и псалмы и все прочие молитвословия, читающиеся за Великим Повечерием.

Желаем всем вам духовно полезного и благодатного делания в дни Святой Четыредесятницы!

Скачать чинопоследования Первой седмицы поста:

Источник текстов последований – сайт www.posledovanie.ru.


Подробнее

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Службы 1-ой седмицы Великого поста, Служба во вторник первой седмицы Великого поста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here