Содержание
- 1 Путь ко спасению
- 2 Царский путь спасения
- 3 Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную
- 4 Православная Библиотека (читать, скачать fb2 epub)- Наставления
- 5 Ваш Email не подтвержден! Для продолжения следуйте инструкциям.
- 6 Ваш Email не подтвержден! Для продолжения следуйте инструкциям.
- 7 Путь ко спасению. Опыт мудрости русских старцев и духовных наставников
- 8 Путь ко спасению
- 9 Читать онлайн «Путь ко спасению» автора Затворник святитель Феофан — RuLit — Страница 3
- 10 Путь ко спасению
Путь ко спасению
|
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению.— М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 464 с. — (Серия «Духовная сокровищница») |
Книга «Путь ко спасению» — итоговое произведение святителя в серии его трудов под названием «Начертание христианского нравоучения». Эта серия была задумана как руководство на пути становления христианских добродетелей человека в течение всей его жизни — от рождения и до смерти.
Печатается по изданию: Феофан, еп. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Ч. 3. Начертание христианского нравоучения. М., 1899.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Царский путь спасения
Преп. Иоанн Лествичник, обобщая опыт древних св. отцов, призывает всякого христианина «идти царским путём». Также этот путь называется «средним», и, согласно «Лествице», он «многим приличен» (т.е. удобно исполним для всякого человека). Речь идёт о «терпеливом пребывании в общежитии», что актуально не только для иноков, но и для христиан, живущих в миру. «Лествица» ‒ это духовное сочинение, написанное преимущественно для общежительных монастырей, поэтому в нём достаточно много говорится о добродетели послушания, о его добрых плодах и удивительных примерах (см. Ступень 4). Оно полагается в основу спасения и необходимо всем. Послушание, в отличие от девства, непрестанной молитвы или полного нестяжания, ‒ добродетель «универсальная» и общедоступная. В этом смысле и для нас, мирян, здесь есть немало интересного и полезного.
Мирянам добродетели послушания нужно учиться у монахов
Общежительный монастырь во многом напоминает большую семью. Там есть разные составляющие семейной жизни. Например, отец ‒ игумен, братья ‒ иноки, большое хозяйство, совместная трапеза, общая молитва, уход за больными и старыми монахами. Самое главное ‒ в монастыре происходит постоянное взаимодействие насельников друг с другом, возникают обычные человеческие ссоры и конфликты, во время которых открывается подлинное человеческое «нутро». Множество случаев проявить своё смирение, послужить и помочь брату, примириться с ним, а потом и полюбить его, наконец, узнать свои немощи и слабости. Одним словом, там ‒ идеальная школа для настоящих монахов. Для лентяев и эгоистов монастырь ‒ не место для жизни. Мирянам добродетели послушания нужно учиться у монахов с хорошим «духовным стажем», прошедших многолетнюю школу общежития. Таким учителем мы будем считать преп. Иоанна Лествичника.
Церковь ‒ не казарма, священник ‒ не командир, а Евангелие ‒ не армейский устав
С другой стороны, полностью полагаться на свои знания, интуицию и опыт тоже неправильно. Спасение, по мысли преп. аввы Дорофея, совершается «со многим советом». Прельстились и горько обманулись те, кто не захотел спрашивать наставления и ему следовать. В наше время, по мысли игумена Никона (Воробьёва), «в полное, всецелое руководство отдаваться никому нельзя… практически невозможно найти опытного и ‟ непрелестного” руководителя». Что же делать? ‒ Нужно искать «единомысленного и с ним советоваться». Замечательное правило ‒ жить по совету духовно опытного человека, сверяя его слова с евангельскими заповедями и здравым смыслом. «Совет есть совет, а конечное решение принадлежит спрашивающему» ‒ это правило повторяли многие духовники. Найти человеку «царский путь» спасения и идти по нему намного легче с помощью наставника, который с Божией помощью сам прошёл большую часть такого пути. Его духовный опыт ‒ самое ценное, что нужно усвоить ученику, чтобы достичь главной цели жизни. Старец Паисий Святогорец советовал искать духовника, имеющего в сердце любовь и искренность. Он говорил: «Если не будет хороших духовных наставников, то храмы будут пустовать, зато переполнятся больницы, психиатрические заведения и тюрьмы. ».
По нашей теме добавим ещё одно важное замечание ‒ это избегание крайностей и всевозможных «перегибов». Где всё ровно – там и «царский путь». Ровность не означает застой и бездействие. Представим человека, который правильно поднимается в гору ‒ дыхание у него спокойное, шаги твёрдые, всё тело в тонусе и напряжении.
В спорте есть понятие «устойчивого состояния». Его употребляют, главным образом, в тех видах, где требуется проявление выносливости, например – марафонский бег, велозаезды или лыжные гонки на десятки километров. Достигнуть финиша, а тем более победить сможет только тот, кто задал себе правильный темп нагрузки и рассчитал свои силы. Добавлю, что выносливость ‒ это единственное качество, которое сохраняется в человеке иногда до самой старости, в отличие от гибкости и даже силы. Известный путешественник-одиночка Фёдор Конюхов показал редкий пример выносливости, когда переплыл Тихий океан на весельной лодке в возрасте 62 лет. В духовной жизни работают похожие законы. Христиане подобны тем, кто поднимаются на вершину горы, проплывают на лодке многие километры, идут с тяжёлым рюкзаком по дороге в течение долгих часов.
Христианские труды должны соответствовать нашим силам
Наш путь ко спасению труден. Идя по нему, мы должны пребывать «в устойчивом состоянии», совершенствуя свою «духовную выносливость». Иными словами, христианские труды должны соответствовать нашим силам. Правильные труды те, которые держат подвижника «в духовном тонусе», доставляют радость и чувство удовлетворения, помогают одолеть бездействие, праздность, приводящие к унынию.
Перед нами стоит важная задача – избегать крайностей, т.е. чрезмерных трудов и пагубной лености. «Духовная выносливость», или добродетель терпения, крайне необходима всякому христианину. Недаром эта добродетель у св. отцов именуется «домом нашей души», а в Евангелии сказано, что только претерпевший же до конца спасётся (Мф. 24, 13).
Всё вышесказанное раскрывает признаки «царского пути» спасения, о котором сказано в «Лествице». Повторим, что «каждому должно рассматривать, какой путь соответствует его качествам».
Духовная жизнь – процесс динамичный, это «наука из наук» и «искусство из искусств». Никакие шаблоны и инструкции здесь не действуют. Даже мнение духовного отца – это всего лишь добрый и мудрый совет, исполнить или не исполнить который волен сам человек. Идти ко Христу можно только свободно и добровольно. Бог желает, чтобы человек только по доброй воле проявлял к своему Небесному Отцу веру, послушание и любовь ‒ а это главные признаки «царского пути спасения».
Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную
Содержание
Вам может быть интересно:
2. Поучения – преподобный Иов Почаевский
3. Творения – преподобный Зосима (Верховский)
4. На Господа возвергаю надежду – преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник
5. Письма – преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
6. Алфавит духовный – святитель Иустин (Полянский)
7. Камень преткновения – святитель Илия Минятий
9. Письма – преподобный Нектарий Оптинский (Тихонов)
10. Слово о любви к Богу – святитель Иоасаф Белгородский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Православная Библиотека (читать, скачать fb2 epub)- Наставления
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
—>
—> Главная » —>Православная библиотека » Наставления |
—>Книг в разделе: 97 —>на странице: 1-15 |
Авторы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я [?] по имени ищем:святых и монахов(епископов); по фамилии-священников, мирян | —>Страницы : 1 2 3 . 6 7 » |
—>Сортировать по : Дате · Названию · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам |
«Сборник построен в виде вопросов и ответов. Вопросы заданы начинающими священниками опытным и искушенным служителям Церкви. В книге много полезных советов и разъяснений практически по всем службам Небольшое сочинение «О благотворительности и милостыне» великого святого отца Западной Церкви III века священномученика Киприана, епископа Карфагенского (210–258), было написано около 254 года, после трагических событий гонения Декия на христиан и эпидемии чумы, затронувших также и Карфагенскую церковь в Латинской Африке. Святой Киприан призывает христиан к проявлению своей веры в Бога делами милосердия к страждущим и помощи Церкви, еще раз доказывая правоту известных слов святого апостола Иакова: вера без дел мертва (Иак. 2, 20). Христианин в Крещении призывается не просто к вере, но к вере деятельной, выражающейся в добрых делах. Кроме того, дела милосердия являются верным средством изглаждения грехов, совершенных после Крещения, и привлечения милости Божией к кающемуся грешнику. Свои рассуждения святой Киприан обильно сопровождает библейскими примерами и свидетельствами о спасительности милостыни и добрых дел в соответствии с правой верой. Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. В эту книгу, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых Отцов. При составлении книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения. Перестаньте думать, что вы грязные и окаянные! 1. Сказал Господь: Покайтесь и веруйте в Евангелие. Истинное покаяние означает не просто сожаление о совершенных грехах, но — полное обращение души от тьмы к свету, от земли к Небесам, от себя к Богу. В книге собраны беседы и поучения русских старцев — от преподобных Нила Сорского и Паисия Величковского до наших современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова. Поучения и наставления отца Кирика, опытного ддуховника монастырской братии и делателя сердечной молитвы, касаются трудных и опасных моментов на пути христианской души к спасению. Среди обилия православной литературы творения схиархимандрита Кирика занимают особое и выдающееся место. Наставления Святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского о собственных всякого христианина должностях Житие преподобного отца нашего Иллариона Великого Наше время предлагает христианину ответственное и тяжелое испытание — испытание богатством и бедностью. Помня о том, как «трудно богатому войти в Царствие Небесное», мы зачастую с готовностью решаем, кто именно — богатый или бедный — ближе ко Христу. Решаем, судим, забывая о том, что материальный достаток и социальное положение вовсе не являются свидетельством того, какова душа человека. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), переживший и времена безбедные, «достаточные», как говорили прежде, и годы настоящей бедности, лишений, размышляет о том, как во всех испытаниях сохранить существо христианского духа, истинную — во Христе — духовную свободу. Работа архиепископа Иоанна дополнена благодарственными молитвами и покаянным каноном, так как именно благодарение и покаяние помогают сохранить мир, радость и покой в душе, какие бы испытания ни посылал нам Господь. Перевод трудов архимандрита Емилиана (Вафидиса), почетного игумена монастыря Симонопетра на Афоне и духовного наставника женской обители в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, можно сравнить с работой реставратора, расчищающего древнюю икону или стенопись. Вначале образ сокрыт от мастера, но постепенно, шаг за шагом снимая темные слои живописи, художник видит Божественный Лик Небесной красоты. Так, преодолевая слово за словом, мы складывали дивную мозаику из жемчужин духовного опыта старца. Размышления греческого игумена о сущности Православия позволили нам прикоснуться к таинству близости многих и многих людей, отделенных друг от друга языками, континентами и столетиями, но единых в Церкви Епископ Кампанский Мефодий (Кульман) — один из тех людей, благодаря которым сохранялась и укреплялась православная вера в среде русской эмиграции. В России в 2000 году издана книга его глубоких и непривычно лаконичных проповедей, свидетельствующих о том, что их автор — глубокий молитвенник и истинный пастырь Христов. Издание посвящено наследию еп. Афанасия (Сахарова), одного из самых известных и авторитетных святителей–исповедников Русской Церкви. Сборник включает в себя жизнеописание владыки Афанасия, его знаменитую автобиографическую хронику «Этапы и даты моей жизни» и 126 избранных писем из обширного эпистолярного наследия Владыки (при этом исправлены текстологические ошибки предыдущих публикаций писем святителя Афанасия). В подборку, хронологически охватывающую почти 40 лет (с 1923 по 1960 г.), вошли письма наиболее важные как в историческом, так и в духовном отношении. Обладающий необыкновенным даром утешения, любвеобильный и заботливый пастырь, владыка Афанасий и в самых тяжелых условиях заключения и ссылок поднимал дух своих чад, наставлял и исцелял душевные раны. Эти письма представляют собой один из самых впечатляющих документов, свидетельствующих об исповедническом «даже до смерти» пастырском служении русского иерарха в годы гонений. Книга Дорога, освещенная Солнцем публикуется впервые по рукописи, обнаруженной недавно в бумагах монаха Симеона Афонского (1915–1999). Книга была написана в уединении на Святой горе Афон и адресована некоему Димитрию, чаду Симеона. Вместе с тем очевидно, что автор адресует ее каждому человеку, взыскующему ответов на многие глубоко сокровенные вопросы: о жизни, ее нравственной Сверхцели, духовном совершенствовании, о поиске Бога и долгожданной встрече с Ним. Современный человек по большей части живет сознанием, а не сердцем. Эта книга призвана пробудить в человеке его интуитивную сторону, вернуть ее к жизни, ответить на вопросы его сердца. Ваш Email не подтвержден!
|
Автор: | Феофан Затворник |
Жанр: | Православие |
Книга «Путь ко спасению» святителя Феофана является одним из лучших его сочинений. Ее переиздавали десятки раз огромными тиражами. Причина тому — простота и доступность изложения сложнейшего вопроса — «как спастись?»
Подобно хорошему путеводителю, она помогает пройти по скользким и опасным ступеням духовного совершенствования, по сложнейшему пути, наполненному множеством искушений и скорбей к главной цели человека — спасению собственной души.
В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!
Правда, там последняя цель человека указана – в общении с Богом – и путь к ней изображен: это вера с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией. Приложить бы только слово: вот путь! Иди!
Путь ко спасению скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.
О молитве Иисусовой
Книги Издательства Православного Братства «Споручницы грешных»
Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, произведи, и будет у тебя новый год.
Афонского Русского Пантелеимонова монастыря
От Московского Духовно-Цензурного Комитета
Москва. Октябрь 20 дня, 1911 года.
Цензор Протоиерей Николай Боголюбский
Жизнь в Боге и с Богом
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Любовь — венец жизни христианской
Типо-Литография И.Ефимова, преемник И.С.Ефимов, Большая Якиманка, соб.д.
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
Святитель Феофан Затворник
НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
О ВЕЧНОСТИ МУЧЕНИЙ
КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ?
РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
(По письмам епископа Феофана)
БЛАГОДАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ
БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ И ГРЕХОВНЫЕ НАПАДКИ
БОЖИЕ ПРЕДУСТАВЛЕНИЕ И ОЖЕСТОЧЕНИЕ
БОЖИИ ИСТИНЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ
БОРЬБА С ЗЕМНЫМИ ВЛЕЧЕНИЯМИ
ВНИМАНИЕ СЕБЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ВНИМАНИЕ К ВНУТРЕННЕМУ ДВИЖЕНИЮ СЕРДЦА
ГОРДОСТЬ, ГНЕВ, ОСУЖДЕНИЕ
ГОРЕНИЕ ДУХА И ОХЛАЖДЕНИЕ
ГОРЕСТИ И РАДОСТИ
ГОРЕЧЬ МИРА СЕГО
ГРЕХИ, ПОКАЯНИЕ И БОЖИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДУХОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ
ДУХОВНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА
ДУХОВНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ИЛИ СУХОСТЬ
ДУХОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ ИСКУШЕНИЙ
ДУХ ХУЛЫ И СОМНЕНИЯ
ДУША, ОБРАЩЕННАЯ К БОГУ
ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ
ЕЖЕДНЕВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ И ПРИНЯТИЕ СВЯТОЙ ВОДЫ
ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, ДУШЕВНАЯ И ПЛОТСКАЯ
ЖИЗНЕННАЯ ОБСТАНОВКА И ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
ИГО ХРИСТОВО, КАК ЕГО НЕСТИ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ
ИЗЪЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ МЕСТ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ
ИСПЫТАНИЕ ОТ ГОСПОДА
КЛАДБИЩЕ ИЛИ МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ
ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ
МОЛИТВА О БОЛЯЩИХ
МОЛИТВА О НАС СВЯТЫХ
МОЛИТВА О ПОГИБАЮЩИХ
МОЛИТВА О СМЕРТИ
МОЛИТВА СО ВНИМАНИЕМ
МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И ДОМАШНЯЯ
МОЛИТВЕННОЕ УСТРОЕНИЕ В НАЧАЛЕ ДНЯ
МИЛОСЕРДИЕ И МИЛОСТИВОСТЬ СЕРДЕЧНАЯ
МИЛОСТЫНЯ И БЛАГОЧЕСТИЕ В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ
НЕВЕРЫ И ВЕРУЮЩИЕ
НЕДОБРЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ
НЕМОЩИ, ДУХОВНЫЕ СЛАБОСТИ, СТРАСТИ
НЕПРИЯЗНЬ К ЛЮДЯМ
НЕУРЯДИЦА В ПОМЫСЛАХ И ЧУВСТВАХ
ОБРАЗ БОЖИЙ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ (СОСЕДЯМИ), МАЛО ДУМАЮЩИМИ О БОГЕ
ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ СУХОСТЬ
ОСЛАБЛЕНИЕ БЛАГОНАСТРОЕННОСТИ ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ
ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ВСЕГО
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ЗЛА
ОХЛАЖДЕНИЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ПАДЕНИЯ И МИЛОСТЬ БОЖИЯ
ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА
ПРЕДЗРЕНИЕ ГОСПОДА ВСЕГДА
ПРЕЛЬЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЕБЯ К СУДУ БОЖИЮ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ЖИЗНИ
ПРИТЧА О НЕПРАВЕДНОМ ПРИСТАВНИКЕ
ПРИЧАЩЕНИЕ И ИСПОВЕДЬ
ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ И ЛОЖНЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ О НЕМ
ПУТЬ ЖИЗНИ, ИЛИ ТЕСНЫЙ ПУТЬ
РАЗНОСТИ В ЦЕРКОВНЫХ ПОРЯДКАХ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУШИ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ
РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
САМОЖАЛЕНИЕ И САМОУГОДИЕ
САМООЦЕНКА И САМОМЕРЕНИЕ
САМОЦЕН И БЛАГОДАТЬ
САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ САМОВОЗВЫШЕНИЕ
СЕМЕЙНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ
СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ И САМООБЛИЧЕНИЕ
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ГОСПОДЬ
СКОРБНОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
СМЕРТЬ МАЛОЛЕТНИХ И РОДНЫХ
СПАСЕНИЕ ДУШИ СРЕДИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ И ТЕПЛОТА ПЛОТСКАЯ
УЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ЖИВУЩИХ В МИРУ
УЕДИНЕНИЕ В МИРСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
УМЕРШИЕ В СЕКТАНТСТВЕ ИЛИ НЕВЕРИИ
УСОПШИЕ И МОЛИТВА ЗА НИХ
УСПЕХ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ХЛОПОТЫ И ПРАВИЛО
ХОДАТАЙ И ХОДАТАИ
ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ
ЧУВСТВО ПРАВЕДНОСТИ И ЧУВСТВО ГРЕХОВНОСТИ
Издательство «Отчий дом»
Святитель Феофан Затворник
НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
по письмам святителя Феофана Затворника,
составленная Преосвященнейшим Иоанном,
Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским
издательство «Отчий дом», 1997
Вниманию читателя предлагается книга изречений знаменитого учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина, составление которой принадлежит святителю Феофану Затворнику.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), оставил богатое духовно-литературное наследие. Особое место в писательских трудах преосвященного Феофана занимают его письма к разным людям, часто мирянам, ищущим спасения во Христе. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного единственного вопроса: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Это — основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней.
Письма, приведенные в предлагаемом издании, епископ Феофан пишет молодой девушке, «которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом». Эти письма — откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Удивляет, как святитель Феофан чутко улавливает духовные потребности писавшего, сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру. Он говорит о необходимости обновления и самоочищения через отвращение от греха, борьбу со страстями, покаяние, молитву и воссоединение с Богом для спасения души.
Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.
![](https://molitvamiru.ru/wp-content/uploads/2020/03/autor_site.png)
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.