Содержание
- 1 Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
- 2 Утренние молитвы Серафима Саровского
- 3 Утренние молитвы
- 4 Вечерние молитвы Серафима Саровского
- 5 Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
- 6 Краткое молитвенное правило Cерафима Саровского
- 7 Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
- 8 Молитвенное правило
- 9 Молитвенное правило прп. Серафима Саровского
Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Серафим Саровский является важной фигурой в сонме святых, которые почитаются Русской православной церковью. Его жизнь была проведена под девизом «Только к Богу стремиться», поскольку он все свои дни тратил на то, чтобы приблизиться к Небесному Отцу и стать поистине горячим христианином. При жизни он был мудрым наставником для многих, к нему обратившихся людей, а после смерти продолжает помогать людям, выступая их ходатаем перед Господом Богом.
Важность повеления Серафима Саровского
Почему православным христианам необходимо знать о жизни Серафима Саровского и, более того, выполнять его повеления? Для этого надо знать, что за человек был старец и как прошла его жизнь.
Другие статьи о Серафиме Саровском:
Родом Прохор Исидорович (имя, полученное при рождении мальчиком) был из богатой семьи купцов, которые несмотря на свое положение и состояние, заботились о своей душе и всячески помогали церкви. Его отец спонсировал строительство Сергиево-Казанского собора в городе Курске, так что мальчик с рождения был близок к церкви.
В детском возрасте Прохор пережил чудесное исцеление — он тяжело заболел в 10 лет и был исцелен после того, как его мама вынесла его в толпу людей, которая совершала крестный ход с иконой Богородицы. После этого юноша стал все чаще посещать богослужения и принял решение связать свою жизнь с Господом. Он совершил несколько паломничеств, жил в аскезе всю жизнь, несколько лет был столпником. Его жизнь — это пример горячего и самоотверженного посвящение Творцу.
Важно! Главная характеристика жизни Серафима Саровского — его безраздельная любовь к Господу и полное нивелирование собственных желаний и хотений.
Он является хорошим примером для современных христиан отказываться от множества благ земных, которые отвлекают от главного — от пищи духовной. Старец проводил большую часть своей жизни в аскете, питаясь одной травой и живя то в лесной избе без всяческих благ, то в аскетичной келье монастыря. Жизнь святого — это полная аскеза и посвящение Богу. Он проводил свои дни в молитвах и является примером невероятной воли, когда, отказываясь от богатства и благ, человек сознательно выбирает аскетичную жизнь с Господом.
Молитвы святому старцу:
Каждый христианин должен понимать, на примере святого Саровского, что жизнь закончится и все богатства, и блага останутся в прошлом, вечна лишь душа, которая должна быть в единстве с Творцом. Именно поэтому важно ежедневно уделять время общению с Ним и регулярно молиться, и выполнять молитвенное правило.
Для чего необходимо молитвенное правило
Пребывание в молитвенном общении можно сравнить с зарядкой. Кто-то делает ее время от времени, заставляя себя, понимая, что это необходимо ради здоровья, а другие нашли в этом радость и уже не представляют другой жизни.
В течение дня воцерковленный христианин живет внимательной жизнью, проверяя свои действия, насколько они угодны Богу. Намного легче укреплять свою духовную жизнь православным, имеющим своего духовного наставника, который будет направлять и укреплять в вере через чтение молитвенного правила. Святые угодники знали о слабости духа человеческого, поэтому написали правила для молитв как полные, так и краткие, чтобы человек в любое время мог пребывать в присутствии Божьем.
Примером молитвенника может служить Серафим Саровский, познавший радость и важность общения с Господом еще с детства.
Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян — свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте.
Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого.
Многие православные миряне взяли за основу своей духовной жизни молитвенные правила, составленные преподобным старцем, который на протяжении своей жизни был известен, как смиренный молитвенник.
Как читать молитвенное правило
Всех своих учеников, которые следовали за ним, паломников, которые приходили за благословением, и последователей, которые уже многие годы читают труды Саровского, старец учил одному — проводить регулярно время в общении с Богом, молиться и читать утренние и вечерние правила.
Статьи о других молитвах:
Святой советовал молиться каждый день, непременно с утра, начиная новый день с благословения. Если для христианина важен и необходим Господь, разве он не найдет времени для разговора со Всевышним?
Преподобный Серафим Саровский рекомендовал всем поступать следующим образом:
Встав утром, умывшись и одевшись, перед красным уголком, с зажженной свечой перед образами читать молитвенное утреннее правило. Оно состоит из:
«Отче Наш» — читается три раза;
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
- В течение всего дня, занимаясь работой или делами по хозяйству, постоянно повторять про себя «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного/ую». Это можно делать вслух или про себя, в зависимости от окружения.
- Перед принятием обеда следует повторить полностью утренние молитвы. Лучше всего делать это вслух в тихом месте. Если такой возможности нет, можно молиться про себя.
- В течение остатка дня, после обеда, человек должен произносить вслух или про себя следующие слова «Пресвятая Богородице, спаси меня грешного/ую» и продолжать делать это до отхода ко сну.
- Перед сном повторить утренние молитвы полностью и осенить себя крестным знамением.
Совет! Святой Серафим рекомендовал делать это регулярно, каждый день, тем самым посвящая свое сознание полностью Богу и не забывая про Него ни на минуту. Если работа человека не позволяет ему постоянно повторять молитвы, то это можно делать в свободные минуты отдыха.
Старец Саровский говорил, что, молясь ежедневно таким образом, можно достигнуть совершенства христианского, насколько это возможно для грешного человека.
Все потому, что эти молитвы утреннего правила представляют собой основу православной веры:
- первая дана Иисусом Христом и Самим Господом;
- вторая принесена с неба Архангелом Михаилом Деве Марии;
- третья включает в себя все основополагающие догматы православной веры.
Проговаривая их каждый день осмысленно, полностью погружаясь в смысл, можно расти духовно, постепенно меняясь и достигая действительно высокого роста духа.
Утренние молитвы Серафима Саровского
Всем мирянам, которые не могут выполнять полное прочтение утренней молитвы, Отец Серафим завещал следующее молитвенное правило:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает: молитву Господню: Отче наш (трижды), в честь Пресвятой Троицы; потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся (также трижды); и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога (единожды). Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.»
Краткое содержание утренней молитвы:
- Молитвы на утро :
- Молитва Господу (Отче наш)
- Богородице Дево, радуйся
- Символ Веры
Все молитвы утреннего правила подряд:
Молитва Господу (Отче наш)
Отче наш, сущий на Небесах!
Да святится имя Твоё;
да приидет Царствие Твоё;
да будет воля Твоя как на небе, так и на земле.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Богородице Дево, радуйся
Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
Символ Веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Утренние молитвы
Здесь собраны все молитвенные правила, с которыми можно начинать день.
Выберите нужное из меню:
- На русском языке :
- Утренние молитвы на русском языке
- На церковнославянском языке :
- Полное молитвенное правило
- Краткое молитвенное правило
- Краткие утренние молитвы :
- От Серафима Саровского
- Для детей
- Утренние молитвы на праздники :
- На Светлую Седмицу
- От Пасхи до Вознесения
- Отдельные молитвы на утро :
- Оптинских старцев (краткая)
- Оптинских старцев (полная)
- Ангелу-Хранителю (краткая)
- Ангелу-Хранителю (полная)
- Молитва Господу (Отче наш)
- Благодарственная Господу
- Иисусу Христу
- Богородице (Божьей матери)
- Богородице (Деве Марии)
- Песнь Пресвятой Богородице (Богородице Дево, радуйся…)
- «Семистрельной» Божией Матери
- «Казанской» Божьей Матери
- Матроне Московской
- Николаю Чудотворцу
- Спиридону Тримифунтскому
- Михаилу Архангелу
- Святому Пантелеймону
- Молитва Иоанна Кронштадтского
- Сергию Радонежскому (на успех в делах)
- Макария Великого
- «Символ веры»
- Псалом 90
- На всякую потребу :
- От лукавых духов
- На сохранение от Диавола
- На удачу
- На торговлю
- Перед работой
- На процветание
- За упокой души
- Помянник об усопших
- Помянник о живых
- На возврат любимого
- После завтрака (еды)
- В дороге
В этом разделе представлены утренние молитвы на каждый день. В первой колонке вы найдете молитвенные правила для новоначальных христиан: это простые утренние молитвы на русском языке, сокращенные правила на церковнославянском языке и другие.
Во второй колонке представлены молитвы для опытных мирян на старославянском языке, они подходят для тех, у кого уже есть опыт в чтении молитв.
В третьей колонке собраны отдельные молитвы, которые могут пригодиться для чтения утром. Например, молитва Оптинских старцев на начало дня.
В четвертой колонке вы найдете основные молитвы, которые могут пригодиться для какого-либо начинания или случая.
Все молитвы представлены крупным шрифтом, а на старославянском языке обязательно с ударениями.
Вечерние молитвы Серафима Саровского
Всем мирянам, которые не могут выполнять полное прочтение вечерней молитвы, Отец Серафим завещал следующее молитвенное правило:
«Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
- Молитвы на вечер :
- Молитва Господу (Отче наш)
- Богородице Дево, радуйся
- Символ Веры
Все вечерние молитвы подряд:
Молитва Господу (Отче наш)
Отче наш, сущий на Небесах!
Да святится имя Твоё;
да приидет Царствие Твоё;
да будет воля Твоя как на небе, так и на земле.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Богородице Дево, радуйся
Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
Символ Веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
Угодник Божий Серафим отличался глубокой мудростью. Он понимал, что духовная жизнь человека начинается с небольших шагов. Не наливают молодого вина в мехи ветхие (Мф. 9:17) Ученикам лучше начинать с малого правила, наполнять день короткими молитвами, чтобы не успевал рассеяться ум.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: молитва требует постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении человек ни находился, Мы живем в мире тотальной занятости и уделять много времени длинным молитвословиям не всегда получается. Поэтому краткое правило Батюшки Серафима — молитвенный труд, доступный каждому.
Как советовал молиться преподобный Серафим
«Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван».
Чтобы выполнить апостольскую заповедь «непрестанно молитесь» батюшка Серафим советовал:
« Во время же работы дома или в пути, тихо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)» , а, если окружают другие, то, занимаясь делом, говорить умом только: «Господи помилуй», и продолжать до обеда »
Перед обедом снова совершить вышеуказанное утреннее правило .
« После исполнять свое дело, читая тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», до самого сна. Отходя ко сну, снова прочитать утреннее правило; и засыпать оградив себя крестным знамением».
Если невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный старец советовал читать его во всяком положении: во время занятий, на ходьбе и даже в постели. Основание такому деланию в Писании: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13).
Краткое молитвенное правило Cерафима Саровского
Правило – это слово в православном христианстве имеет особый смысл. Так называют сборник молитвенных текстов, которые следует читать в конкретном случае. Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян составлено самим Святым, предназначено для ежедневного, обыденного обращения к богу.
Священные тексты следует читать:
- утром;
- перед сном, вечером;
- перед трапезой;
- до начала работы;
- завершив начатое дело.
Утреннее молитвенное правило выполняется сразу после пробуждения. Встав, одевшись и умыв лицо, православный должен стать перед образами и прочитать трижды «Отче наш», затем столько же «Богородице, дево радуйся» и завершить чтением» Символ веры».
Все священные тексты, кроме последнего, короткие, легко запоминаются и много времени на исполнение правила не уходит.
Сам святой при жизни, на большом камне в глухом лесу, читал священные слова с утра до ночи 1000 дней, непрестанно.
В течение первой половины дня следует читать несколько раз краткую Господню молитву. Если нет возможности уединиться, то повторять слова про себя. Перед обедом читается все правило. Затем до вечера произносятся слова краткой молитвы «Пресвятая Богородица». Перед сном снова читается все Правил, в том же порядке.
Тысячедневная молитва Серафима Саровского позволила ему ощутить всю силу священных слов и определиться с самыми важными текстами. Соблюдающий Правило Святого Серафима может быть уверен, что в трудную минуту его прошение о помощи услышит Бог и поможет.
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
День каждого православного христианина начинается и завершается молитвой . Верующий человек так же обязательно произносит молитвы:
- перед тем, как сесть за стол;
- перед тем, как приступить к работе;
- по завершении дела.
Содержание правила
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитвы, отобранные для конкретных случаев, собранные в устоявшемся порядке, называются «правилом».
В самом слове содержится указание на обязательность этого чтения
: на то и правило, чтобы его исполнять!
Утреннее
Пробудившись и встав с кровати, следует прочесть:
- «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
- «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
- Символ веры.
Преподобный Серафим Саровский считал непрестанную молитву первой необходимостью для любого человека.
Полезные материалы
Однако, некоторым людям, в особенности, новоначальным христианам, запоминать обширные тексты на церковнославянском языке довольно сложно. Учитывая это, святой составил краткое правило для людей, живущих мирской жизнью.
Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши.
В него вошли молитвы, тексты которых известны всем православным воцерковленным христианам. В силу краткости и общеупотребительности, их несложно запомнить. Тем не менее, регулярное их чтение святой почитал делом в высшей степени душеполезным. Эти молитвы иногда называют еще «Серафимовым правилом».
Сам святой Серафим Саровский был, как известно, великим молитвенником: он провел тысячу дней в непрестанной молитве, стоя на коленях на большом валуне, а позднее затворился более чем на 10 лет.
С утра до середины дня, выполняя разную работу, следует произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!»
Если такой возможности нет, например, вокруг люди, то следует просто повторять про себя сокращенный ее вариант: «Господи, помилуй!»
Перед самым обедом следует повторить молитвы из утреннего правила.
После того и до самого вечера нужно произносить «Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного! Если есть возможность остаться наедине с собой, то можно повторять: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».
Вечернее
Перед тем, как лечь спать, следует прочесть те же молитвы и в том же порядке, что и утром.
- «Отче наш» (3 раза), в честь Святой Троицы.
- «Богородице, Дево, радуйся» (3 раза).
- Символ веры.
Полные тексты молитв, которые преподобный Серафим благословлял читать в течение всего дня
Ниже приведены полные тексты молитв краткого молитвенного правила для мирян.
Молитва
Правило утреннее
Молитва Господня «Отче наш» :
«Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго». (3 раза)
Песнь Богородицы «Богородице, Дево, радуйся!»
«Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших» (3 раза)
Символ веры
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже
от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и
воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже
Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых,
и жизни будущаго века. Аминь». (1 раз)
Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или просто повторять в уме: «Господи, помилуй».
«Пресвятая Богородица, спаси мя, грешного».
«Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного».
Повторить утреннее правило.
Богородичное правило
Широко известно молитвенное правило, получившее название «Богородичного». Не нужно путать его с краткими молитвами для мирян, которые благословлял святой Серафим. Правило это в общем виде состоит из молитвы «Богородице Дево, радуйся», повторяемой 150 раз. После каждых 10 молитв читается по 1 разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Также через каждые десять молитв добавляют прошения, соответствующие этапу в земной жизни Пресвятой Богородицы. Таким образом, вспоминают всю земную жизнь Царицы Небесной.
Ниже приведено полное Богородичное правило, которым молился священномученик Серафим (Звездинский). Сегодня Богородичное правило широко распространено в таком виде.
Молитва
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз) .
После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».
После каждого десятка читаются дополнительные молитвы:
Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников) , а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.
Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви .
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).
Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена) .
Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена) .
Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.
Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.
Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.
Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.
Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.
Если не получается исполнить
Если же по каким-то причинам строго придерживаться этого правила не получается, святой Серафим советовал таким людям просто читать эти молитвы про себя при всяком удобном случае: находясь в пути, лежа в постели, делая какую-либо монотонную работу руками и так далее.
О своем молитвенном правиле для мирян святой говорил, что тот, кто будет придерживаться его, может «достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».
Дни памяти
2 Январь 1833 года День преставления св. прп. Серафима Саровского, по старому стилю. Утром почившего старца нашли стоящим на коленях перед образом Божией Матери Умиление.
Дни памяти преподобного Серафима по новому стилю празднуются 15 января (преставление, второе обретение мощей) и 1 августа (обретение мощей).
Молитвенное правило
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
Молитвенное правило прп. Серафима Саровского
Отче наш. Молитва Господня *
(Прочесть трижды в честь Пресвятой Троицы)
Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Богородице Дево, радуйся
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Символ веры
Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася; Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскре́сшаго в третий день, по Писанием; и восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца; и па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов. Ча́ю воскресе́ния мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Перевод: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца; И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Истинно так.
Иисусова молитва
(Читается тихо во время работы, дома или в пути до обеденного времени)
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго (или грешную).
Или кратко: Г ́осподи поми́луй.
Молитва Пресвятой Богородице
(Читается после обеда и до отхода ко сну)
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго (ую).
* Пояснение к правилу
Прп. Серафим Саровский преподавал следующее молитвенное правило:
«Восставши от сна, христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает:
— молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы,
— потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и
— Символ веры единожды.
Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает Иисусову молитву: «Господи Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи поми́луй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя гре́шнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, прп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.