В мечети молитва по пятницам

Детально: В мечети молитва по пятницам - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Отличия пятничной молитвы от обеденной

2 320 просмотров

Данная статья является переводом работы Мухаммада Ибн Салиха аль-Усаймина, оригинал которой можно прочитать по следующей ссылке: (http://www.alsalafway.com/cms/topic.php?action=topic& >

1) Пятничная молитва не совершается если нет кворума (джамъ), количество которых отличается у разных ученых. Обеденная молитва совершается — индивидуально или коллективно (вне зависимости от количества людей).

2) Пятничная молитва не совершается кроме как в городах и селах. Обеденная молитва совершается в любом месте.

3) Пятничная молитва не совершается путниками. Если даже путники прибыли в город где совершается пятничная молитва, им нет необходимости совершать ее там. Обеденная молитва совершается как в путешествии так и дома.

4) Пятничная молитва не совершается кроме как в одной мечети населенного пункта, если нет необходимости в увеличении количества джума-мечетей. Обеденная молитва совершается в любых мечетях.

5) Пятничная молитва не восполняется если прошло время ее совершения. Ибо одним из условий пятничной молитвы является установленное для нее время. Вместо этого совершается обеденная молитва. Обеденная молитва восполняется если была пропущена по уважительной причине.

6) Пятничная молитва не обязательна для женщин ибо она является специальной молитвой для мужчин. Обеденная молитва обязательна как для мужчин так и для женщин.

7) Пятничная молитва не обязательна для рабов, кроме определенных обстоятельств и пояснений. Обеденная молитва обязательна как для свободных так и для подневольных.

8) Пятничная молитва обязательна даже для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках. Обеденная молитва коллективно не обязательна для того кто не может присутствовать в ней кроме как на носилках.

9) Пятничная молитва имеет определенные деяния соблюдаемые до ее совершения — полное купание (гусль), умащение благовониями, облачение в самую красивую одежду и т.д. Обеденная молитва не имеет таких особенностей.

10) В пятничной молитве если был пропущен один ракат, то при присоединении к молитве совершается четырех ракатный обеденный намаз а не джума. В обеденной молитве если пропущен ракат, то при присоединении полностью следуешь за имамом совершив четыре раката, если нет права на сокращение (для путника).

11) Пятничную молитву можно совершить до пересечения солнца зенита (заваль), согласно мнению многих ученых. Обеденную молитву нельзя совершить так, согласно единогласному мнению.

12) В пятничной молитве Сунной является чтение «Фатихи» громко. В обеденной молитве Сунной является чтение «Фатихи» тихо.

13) В пятничной молитве Сунной является чтение конкретных сур — либо суру «Высочайщий» (первый ракат) и «Покрывающее» (второй ракат), либо суру «Пятничный день» (первый ракат) и «Лицемеры» (второй ракат). В обеденной молитве нет такой конкретики.

14) О пятничной молитве в Сунне говорится что за ее совершение есть награда, а за оставление — наказание. Но такого нет в Сунне об обеденной молитве.

15) В пятничной молитве не существует дополнительных ратибат намазов перед ней. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел тому кто совершил пятничную молитву совершать ратибат в четыре раката. В обеденной молитве есть ратибаты до нее и после.

16) Пятничной молитве предшествует две проповеди (хутбы). В обеденной молитве нет проповеди (хутбы).

17) После второго призыва на пятничную молитву тех кто обязан ее совершать — их договора на покупки и продажи считаются не действительными. Договора на покупки и продажи считаются действительными после призыва тех кто должен совершить обеденную молитву.

18) Пятничная молитва если была пропущена в мечети не повторяется в ней или другой мечети. Обеденная молитва если была пропущена в мечети, может повторяться в ней или в другой мечети.

19) Условием действительности пятничной молитвы является разрешение имама — как сказали некоторые ученые. Для обеденной молитвы такого разрешения не требуется.

20) Пятничная молитва по своей награде имеет несколько уровней в зависимости от прихода к ней, когда ангелы сидя у ворот мечети записывают каждого прибывающего. Про обеденную молитву такого не сказано в Сунне.

21) Пятничная молитва не откладывается на позднее время если будет сильная жара. Для обеденной молитвы Сунной является откладывание (ибрад) на позднее время если будет сильная жара.

22) Пятничная молитва не совмещается с послеобеденной (аср) в случаях когда такое совмещение дозволено. Обеденную молитву можно совместить с послеобеденной (аср) если есть уважительные на то причины.

Некоторые ученые подобные отличия привели более тридцати, но они не так однозначны как выше приведенные отличия.


Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Почему пятница особый день для мусульманина?

У мусульман есть два великих праздника- это Ураза байрам ( Ид-аль-Фитр) и Курбан байрам ( Ид аль-адха) , но есть еще один праздник- пятница (джума).

Пророк Мухаммед (с.г.а.) сказал: «Поистине, господином (всех) дней и самым великим пред Аллахом является пятница, и этот день более велик пред Аллахом, чем дни праздников жертвоприношения и разговения. Он имеет пять особенностей: Аллах создал в пятницу Адама (мир ему) и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано все, что он ни попросит (у Аллаха), если только не попросит о запретном. В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближенный ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы не испытывало страха перед пятничным днём»». (Причина страха в том, что в этот день наступит День Суда, будет воскрешение и состоится отчёт) (Сунан ибн Маджах).

То что, многие события произошли в пятницу и произойдут в пятницу, говорит о величии этого дня.

В пятницу читается пятничная молитва (джума- намаз), молитва совершается только в мечети, и только джамаатом по время полуденного намаза. Намаз, прочитанный в одиночку и дома, не может быть пятничной молитвой, а является полуденной (зухр).

Джума намаз является предписанием для мусульманина, о чем сказано в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пятничная молитва обязательна для всех совершеннолетних мужчин мусульман, исключение делается для больных и недееспособных и путников.

Перед посещением джума намаза желательно принять полное омовение (гусль), постричь ногти, использовать благовония, надеть лучшую одежду и отправиться в мечеть как можно раньше.

в пятницу принимается дуа (согласно хадису пророка Мухаммеда (с.г.а.) есть в пятницу такое время, когда принимаются все мольбы и не одна не отвергается (хадис передали Муслим и аль- Бухари)

в пятницу прощаются грехи (кроме больших)- как говорил посланник Аллаха (с.г.а.): «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: …умастит) (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на (пятничную молитву) и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и будет молиться столько, сколько предписано ему (Аллахом), а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).
укрепляет единство и согласие мусульманской уммы;

Читайте так же:  Молитва перед исповедью и причастием православие на русском читать

Даже смерть в пятницу благословенна, об этом свидетельствует хадмс Посланника Аллаха (с.г.а.) «Кто умрёт в день джума или в ночь на пятницу, тот будет защищён от смуты в могиле» (Ахмад).

Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал.

Пятница – день мусульман

20 492 просмотров

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара, и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘, который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Читайте так же:  Древняя молитва от порчи

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара.

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

1. В пятницу желательно читать суру «Пещера», как на это указывают сообщения, передаваемые от сподвижников.

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

3. В пятницу желательно больше читать благословение (салават) на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как на это указывает хадис, переданный Абу Даудом (1047).

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

В каких случаях можно пропустить пятничный джума-намаз?

Я работаю пастухом, и в связи с этим у меня возникают проблемы с посещением пятничного джума-намаза. Дело в том что в нашем селе нет мечети, а на пятничный джума-намаз чтобы поехать необходимо ехать в соседнее село. А у меня нет такой возможности по причине того что я пастух.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В книге «Тухфат аль-Мухтадж» имам Ибн Хаджар аль-Кайтами отмечает:

«Пятничный джума-намаз становится обязательным для мужчины, если он находится в том месте, где совершают пятничный намаз или же (если находится) там, куда с места совершения молитвы (обычно, в безветренную погоду . – Примеч. ред.) доходит чтение азана (живой голос, без использования громкоговорителей. – Примеч. ред.).

Также на пятничный намаз обязан пойти человек, нанятый для определённой работы. Если же есть боязнь, что его отсутствие приведёт к последствиям, то обязанность снимается».

Заключение

1. Если вы пастух и в пятничный день пасёте овец, а в вашем селе нет мечети, то вы обязаны пойти на пятничный намаз в населённый пункт, из которого чтение азана (живым голосом без использования громкоговорителей) доходит до вашего села, а не до вас самого. Это в том случае, если нет риска, что уход чреват последствиями, например, кражей скота и т. д.

2. А если в вашем селе есть мечеть, и вы покинули границу села со своим стадом до утреннего азана и находитесь там, куда не доходит голос муэдзина из вашего села, то вы не обязаны пойти на пятничную молитву, даже если вы услышите азан из другого села.

Заключение вынес отдел фетв при Муфтияте Республики Дагестан.

Для кого обязателен пятничный намаз?

Для кого обязателен коллективный пятничный намаз и какие шесть условий должны при этом соблюдаться? (Источник фото: subscribe.ru)

По традиции, в преддверии пятницы мы продолжаем публиковать для вас статьи, посвященные «госпоже всех дней». Завтра, по милости Всевышнего Аллаха, многие мусульмане отправятся на коллективный джума-намаз. Ведь Пророк (мир ему) говорил:

«Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)

Пророк Мухаммад сообщает нам, что верующие, для которых обязательно посещение пятничного намаза, не должны пренебрежительно относиться к совершению данного вида поклонения.

Давайте выясним, для кого же посещение пятничного намаза являтся фарзом?

  • Совершеннолетний и разумный, физически полноценный, здоровый мужчина обязан в пятницу вместо полуденного намаза совершать пятничный.

Пятничный намаз обязателен при следующих условиях:

1. ذكورت Зукурат – быть мужского пола.
2. بلوغ Булуг – быть совершеннолетним.
3. عقل Гакл – быть разумным.
4. حريت Хуррият – быть свободным человеком.
5. إقامت Икамат – быть мукымом (нахождение дома).
6. صحت Сыйххат – быть здоровым.
7. سلامت عين Салямат гайн – иметь здоровые глаза.
8. سلامت رجل Салямат рижл – иметь здоровые ноги.

  • Пятничный намаз не обязателен для женщин, детей, умалишенных, заключенных, путников, больных, полностью слепых и хромых людей, так как они находятся в особом положении. По пятницам они совершают полуденный намаз.
  • Однако если они пойдут в мечеть совершать пятничный намаз вместо полуденного, это тоже будет верно.

Для пятничного намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам, существуют дополнительные условия.

Этих условий шесть:

1. مصر Миср – нахождение в большом городе или деревне.
2. إمام Имам – наличие имама, назначенного муфтием или правителем.
3. جماعت Джамагат – присутствие трех разумных человек, кроме имама.
4. إذن عام Изну гам – совершение намаза в соборной мечети с открытым для всех входом.
5. وقت ظهر Уакту зухр – совершение намаза в полуденное время.
6. خطبة Хутба – чтение хутбы имамом перед обязательным пятничным намазом.

Для проведения полноценного пяничного намаза обязательно, чтобы соблюдались все вышеперечисленные требования. При несоблюдении хотя бы одного из условий, верующим будет совершен не пятничный намаз, а полуденный.

Пусть Всевышний примет наши молитвы и убережет нас от грехов! С Благословенной пятницей!

Джума-намаз — пятничная молитва

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Читайте так же:  Молитва от сильного испуга у взрослого

Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:

  1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
  2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
  3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
  4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
  5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.

Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .

Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

  • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
  • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Секретный час пятницы (джума)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу[1] есть час [временной промежуток]. Если стоя молящийся мусульманин (мусульманка) [человек, в ком есть вера в Бога и чувство покорности Ему] попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа) о чем-либо [о чем угодно из благого, хорошего, созидательного][2], то Он [Господь миров] даст ему (ей) это»[3]. При этом жестом руки пророк Мухаммад показал, что этот временной промежуток невелик[4].

Пояснение к хадису

Относительно этого часа, а точнее — некоего временного промежутка, было более сорока авторитетных мнений[5], но самыми обоснованными Сунной являются два.

Первое. Этот благословенный период времени начинается с момента, когда имам-проповедник встает на минбар[6], приветствует людей и садится, а заканчивается, когда он завершает пятничную молитву-намаз[7]. В одном из хадисов по этой теме так и сказано: «Это время между тем [моментом], когда имам сядет [на минбар], и тем, когда завершится [пятничная] молитва-намаз»[8].

Второе. Этот благословенный период времени начинается по завершении послеполуденной молитвы ‘Аср и продолжается до захода солнца[9]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу есть час. Если мусульманин (мусульманка) попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа), то Он даст ему (ей) это. И этот час после молитвы ‘Аср»[10]. Учитывая смысл одного из достоверных хадисов по данной теме, этот час ближе к заходу солнца[11].

Касательно слов «стоя молящийся», то все авторитетные комментаторы говорят, что «стоя» подразумевает постоянство в ожидании, пусть даже происходит оно сидя, «молящийся» же – это не совершающий молитву-намаз, а обращающийся к Богу с мольбой-ду‘а[12]. Такую трактовку ученые дали по той причине, что в описанные в хадисах периоды дополнительные молитвы-намазы не совершаются.

Человек в пятницу остается, например, после молитвы-намаза ‘Аср на месте совершения ее[13] и уделяет время чтению Корана, например, а также своей особой молитве-ду‘а, с которой он желает обратиться к Богу, находясь в полной уверенности[14] в ее реализации. Он остается на этом месте до четвертой молитвы Магриб, ведь именно ближе к ней находится этот благословенный промежуток. Также в этом контексте полезно вспомнить достоверный хадис: «Пока у человека сохраняется состояние ритуальной чистоты и он [продолжая сидеть] не сходит с того места, где только что совершил молитву[-намаз], ангелы молятся за него: «Господи, прости его! Господи, помилуй его!»[15].

Также слушайте проповедь на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пятница начинается в четверг с заходом солнца и заканчивается в пятницу с заходом солнца.

[2] В некоторых риваятах (вариантах) хадиса конкретизируется, что именно «из благого». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852).

[3] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278, хадис № 935; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 168, хадис № 1432 «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 375.

[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих».

[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528–536.

[6] Минбар – кафедра, с которой имам-проповедник обращается к присутствующим с проповедью.

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 377.

[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 16–(853); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140.

[9] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528.

Имам Ибн Кайим, например, считал это мнение наиболее верным. Но на практике более предусмотрительным было бы учесть оба мнения и воспользоваться для молитвы-ду‘а обоими временными промежутками.

Читайте так же:  Как резать барана по правилам

[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 550, хадис № 7674 (7688); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 378, 379.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1048, «сахих».

Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 379.

[12] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140, комментарий к хадису № 14–(852); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528;

[13] В достоверном хадисе сказано: «Поистине, если верующий человек совершил молитву[-намаз] и после сел, и сидеть его заставляет лишь молитва[-намаз, то есть он не бездельничает и проводит время не бессмысленно и праздно, а – с пользой для души, интеллекта и в ожидании очередной обязательной молитвы-намаза], то он [даже не совершая молитвы, не проговаривая молитвенных формул и не выполняя поясных или земных поклонов] находится в состоянии молитвы [то есть время, проведенное в ожидании, зачтется ему так, словно он совершал молитву-намаз]». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1139, «хасан сахих».

Хадис немного отличающийся, но с таким же смыслом об «ожидании молитвы-намаза, которое засчитывается пред Богом как совершение ее» есть в других сводах хадисов. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1046, «сахих».

[14] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Аллаха (Бога, Господа) с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др. Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 157, хадис № 445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 708, хадис № 445; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 48, хадис № 1753, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 38, хадис № 2/1062.

Хадисы о пятничной молитве (джума-намаз)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). У нее пять особенностей: Бог сотворил Адама именно в этот день, в пятницу же спустил его [вместе с Евой] на землю и в пятницу же умертвил [Адама]; также в этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов][1], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в этот день [именно в пятницу] наступит Конец Света.

Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря… Все они испытывают [уважительный] трепет пред пятницей. [Столь она величественна, столь значима пред Творцом]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пятница к пятнице [посещение пятничной проповеди и молитвы из неделю в неделю] — искупление грехов, но только в том случае, если человек не совершает больших грехов»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[4], сердце того будет запечатано Господом»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], без вынуждающих его на то обстоятельств, сердце того будет запечатано Господом»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы [посещение мечети по пятницам для прослушивания проповеди и совершения совместной молитвы-намаза], или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)»[7].

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин.

«Ибн ‘Аббас [считающийся наиболее грамотным в вопросах богословия сподвижником Пророка] в дождливый день сказал муаззину, намеревающемуся прочесть азан [на пятничную молитву]: «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаа», то не говори [обычное] «хайя ‘аляс-соляя» (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи «соллю фи буютикум» (молитесь в своих домах)». Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]»[8].

Имам аль-Бухари поместил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя»[9]. И если сравнить дождь, переводящий ‘азиму (непоколебимо обязательное) в рохсу (желательное по мере возможности)[10], с тем, что человек может лишиться премии на год, может лишиться должности или работает в регионе, где заработки низки, а семьи — многодетны, то, наверное, это является значительно более весомой причиной, чем непогода.

«Большая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что [проливной, сильный] дождь [размывающий дороги] является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. [Аналогично в северных регионах России подобной веской причиной может быть метель]»[11].

Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»[12];

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[13];

(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, неприход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств»[14], что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание следующие аяты и вышеприведенные в данной теме хадисы:

Читайте так же:  Молитва новорожденному в реанимации

«Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю [суету, на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9);

«Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Приходите на пятничную молитву! Старайтесь быть ближе к имаму. Поистине, [примите к сведению] если человек будет все больше и больше удаляться от имама [не стремясь быть в первых рядах, постепенно переходя на другие этажи, а затем и вовсе молясь уже где-то на улице], то он, даже если окажется в Раю [после смерти, пребывания в загробном мире, после Конца Света и всеобщего Воскрешения, а также — Судного Дня], будет спущен на более низкие его уровни»[15].

Посещение пятничной проповеди и молитвы обязательно для мужчин-мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас отправляется на пятничную молитву, то пусть непременно вымоется»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас пришел [в мечеть] в пятницу, а имам в это время ведет проповедь, то пусть кратко совершит два ракяата молитвы[-намаза]»[18].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что пятница начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу.

[2] Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1086, «сахих».

[4] То есть не примет участия в пятничной молитве, (1) считая ее не столь важной или (2) не имея на то весомых причин.

[5] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1125, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[6] Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1126, «хасан сахих».

[7] Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 901.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 488.

[10] Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых « ‘азима превращается в рохсу». То есть в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих сам приход в мечеть. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 146.

[11] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 6. С. 281–283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 154, 155.

[12] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73.

[13] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.

[14] Подробнее см., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] Хадис от Самуры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 22, хадис № 261, «сахих».

[16] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 542, «сахих».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 256, хадис № 929; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 332, хадис № 24–(850); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 374, хадис № 3211; там же т. 3. С. 465–470, хадис № 881 и пояснения к нему.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[18] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 543, «сахих».

В мечети молитва по пятницам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here