Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Афоризмы — Православный журнал «Фома»

Детально: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Афоризмы — Православный журнал «Фома» - святые тексты подобранные специальное для Вас.

11 самых радостных цитат о Пасхе

Понять смысл и значение главного православного праздника важно для каждого верующего человека. Для помощи в этом мы подобрали слова Отцов Церкви, старцев, духовных писателей и проповедников Православной Церкви о Христовом Воскресении.

1

Святитель Григорий Богослов

Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды.

2

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Христос есть Жизнь! Он много раз говорил о Себе именно как о носителе жизни и воскресения, как источнике жизни вечной, нескончаемой для тех, кто будет верить в Него. Христос воскрес! — и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскрес! — и исчезает страх перед смертью. Христос воскрес! — и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы.

3

Святитель Иоанн Златоуст

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из Гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».

4

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова.

5

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Воскресение Христово — это победа любви; оно нам говорит, о том что, любовь, которая принимает смерть, тем самым делается бессмертной, делается сильнее смерти.

6

Протоиерей Александр Шмеман

Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших.

Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой «жало смерти» разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукой навсегда.

От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время «наполняемся бесконечной Его жизнью, нас­лаждаемся неистощимой Его пищей.

7

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Пасха, двери райские нам от­верзающая», — поем мы в Пасхальном каноне. Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость. Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь.

Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

8

Протоиерей Георгий Флоровский

Пасха — день вселенской радости и мира. Торжествует и радуется весь мир, всякое дыхание и вся тварь. Ибо Господь победил и разрушил смерть, упразднил «державу смертную» — власть смерти. И с Воскресением Христовым надо всем творением уже занялась и загорелась заря грядущего всеобщего Воскресения, — его же чаем: «и жизни будущего века».

Пасхальная радость беспредельна, в ней растворяется всякая скорбь и сомнения. Забываются обиды и огорчения: «и нена­видящим нас простим вся воскресением». Ни облачка грусти и темных воспомина­ний не должно затенять све­тозарное небо светоносной пасхальной ночи.

9

Каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью. Я есмь воскресение и жизнь, сказал Господь, верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное — оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви.

Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

10

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святая Мария Магдалина была самой ревностной проповедницей Евангелия Христова. Ее сердце пылало такой безмерной отвагой в этом великом деле, что не побоялась она в день Пасхи предстать пред лицом самого императора римского Тиверия; она поднесла ему красное яичко и приветствовала: «Христос воскресе!» Она проповедовала императору о Христе, и ее проповедь была так сильна, что он уверовал во Христа.

Проповедями вы блистать не можете, но проповедовать о Христе жизнью своей и хотя бы слабыми словами своими вы все можете. Подражайте же все святым женам-мироносицам.

11

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес».

Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы.

50 СОВЕТОВ И ИЗРЕЧЕНИЙ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

  1. Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом
  2. У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать
  3. Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.
  4. Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?
  5. Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно
  6. Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

Соблазны времени, ИНН, новые документы

  1. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге — свобода и вседозволенность всякому злу
  2. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут… Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали
  3. Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле
  4. Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему
  5. Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет
  6. Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога
  7. Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

Скорби, болезни, старость

  1. Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать
  2. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души
  3. С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают
  4. То, что скорбите, — это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте
  5. В заключении у меня была истинная молитва — и это потому, что каждый день был на краю гибели
  6. Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги
  7. Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу
  8. Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению
  9. Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь
Читайте так же:  Молитва православная святителю николаю чудотворцу изменяющая судьбу

Бог, Его Промысл и спасение

  1. Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби
  2. Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь
  3. Без веры все страшно и сама жизнь — не в жизнь
  4. Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога
  5. Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть
  6. Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

Семья, воспитание детей, аборты, работа и учёба

  1. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко
  2. По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением
  3. Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо
  4. За каждого — по воле матери нерожденного — младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной
  5. Если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу
  6. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего
  7. Учиться ради того, чтобы время убить, — грех. Временем дорожить надо

Монашество

  1. Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу
  2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно
  3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Старчество, духовничество, священство

  1. Тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. Потому что нет послушников, но только одни совопросники
  2. Духовник отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше замолкает
  3. Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы: станешь расслабленным
  4. Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих Вас вопросах у многих. И только когда поймете, что из многих один — самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему
  5. Служителю Церкви нужна спутница-помощница, а не помеха
  6. Священнику лицедействовать не подобает — это для него грех тяжкий
  7. Святейший Патриарх Алексий I (он рукополагал отца Иоанна – прим. Ред.) сказал: «Всё, что в Требнике написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься»

Православная Церковь, проповедь Православия

  1. Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле
  2. Другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство
  3. Вера придёт к супругу в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всём
  4. Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно
  5. Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

Мысли и изречения архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
собрал и подготовил Антон Поспелов

«Не забывайте, чадца Божии: бессильно зло, мы вечны, с нами Бог» – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Среди известных священников XX века отец Иоанн (Крестьянкин) занимает особое место. Он оставил по себе настолько светлый след, что тысячам людей в России и теперь, когда его нет на земле, одного воспоминания об этом удивительно ясном человеке, одного взгляда на его фотографию, коротенького отрывка из его проповеди или письма бывает достаточно для того, чтобы найти в себе силы двигаться дальше. Ему была присуща та особая доброта и особый жизненный оптимизм, которые рождает пережитое страдание за исповедание веры, за преданность Церкви и близость Христу.

«Скорый поезд со всеми остановками»

На протяжении многих лет со всей России в Псково-Печерский монастырь съезжались люди самые разные: священники и известные писатели, ученые и студенты. Двери кельи отца Иоанна были открыты для всех, кто искал духовного совета, находился только в начале жизненного пути или, напротив, прожил мучительную, напряженную жизнь и попадал к старцу в крайне запутанных и сложных обстоятельствах.

Он не отвергал никого. Часто можно было наблюдать такую картину: идет отец Иоанн куда-то поспешно, но на пути у него — множество людей: вопросы, просьбы, недоумения, а он останавливается у каждого, всех выслушивает, вникает в детали, и вот так, благодаря первым встречам, многие находили своего духовного отца.

В Печерах отца Иоанна шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Любовь его к людям порой была даже не отеческой, а материнской. Именно так, «по-матерински», еще в XIX веке заповедовал своим ученикам любить духовных чад оптинский старец отец Варсонофий.

Истинная любовь взыскательна: мало кто мог быть настолько ласковым с отчаявшимися людьми, как отец Иоанн, и одновременно — таким требовательным в отношении исполнения евангельских заповедей. Видя слабость человеческой природы, склонность людей к лукавству, оправданию сомнительных поступков, он мог одним словом разом положить предел фарисейскому толкованию Евангелия, обличить лицемерие, нелицеприятно обнаружив всю неприглядность притаившегося в сложном мудровании греха.

И эту-то особенную требовательность к себе — постоянную проверку себя — «в вере ли ты?» — он сумел привить своим ученикам.

Многие из знавших его свидетельствуют: отец Иоанн был одним из самых мудрых и трезвенных духовников нашего времени.

«Всегда радуйтесь…»

Присущее ему чувство духовной радости и ясности отец Иоанн сумел передать и своим духовным детям. Среди его учеников были те, кто «пламенел» той же искренностью и, постоянно пребывая в состоянии духовной собранности, отчета перед своей совестью и перед Богом, физически не мог вынести лжи, которой была насквозь пропитана жизнь 70-х – 80-х годов.

Отец Рафаил (Огородников), «вырвавшийся» в Печеры из Москвы и выбравший усеянный терниями путь монаха, и будущий оптинский новомученик отец Василий (Росляков), оба отказались от блестящей карьеры в тех условиях, когда это не оставляло возможности «соблюсти веру». Это лишь двое из «джинсового поколения» конца 70-х – начала 80-х гг., кто рядом со старцем обрел опору и научился крепко стоять в вере до конца, если потребуется, даже до смерти.

Скольких людей в те годы «приобрел» отец Иоанн для Церкви! — Крепко пивший талантливый писатель и запутавшаяся в личных отношениях известная актриса, директор крупного столичного магазина и только пришедший к вере молодой человек, будущий наместник старинного московского монастыря, — все они были обязаны отцу Иоанну пробуждением для духовной жизни.

Те, кому довелось хоть раз побывать у батюшки, вспоминают, прежде всего, его ласку, ту очаровательную простоту, с которой он благословлял всем какой-нибудь маленький подарок — икону или пасхальный куличик, духовные книги или вкусные шоколадные конфеты, и еще — его детское незлобие и улыбчивость. Он благодушествовал всегда и, казалось, просто не помнил обид, а ведь ему пришлось вынести многое…

Читайте так же:  Молитва Ангелу Хранителю на каждый день

Пастырь времен «оттепели»

Родившийся 11 апреля 1910 г. в городе Орле, отец Иоанн был восьмым ребенком в семье. Семья была верующая, в церковь его водили с самого рождения. Самые яркие впечатления детства были связаны с храмом.

Первым его «служением» стало служение иподиакона. А в 12 лет мальчик впервые высказал сокровенную мечту — стать монахом. И тогда будущий новомученик, Елецкий епископ Николай (Никольский), положив руку на голову ребенка, напутствовал его: сначала окончить школу, поработать, затем приять сан и послужить, и только потом, со временем, стать монахом.

Выпавшие на долю Церкви в начале века испытания, отозвавшиеся и в Орле закрытием храмов, непривычной тишиной в праздничные дни, когда молчали колокола, напряженным ожиданием грядущих бед и показательными процессами над священниками и епископами Серафимом (Остроумовым) и Николаем (Никольским), только укрепили желание Ивана послужить Господу тогда, когда Церковь теряет лучших.

Мечта исполнилась. 14 января 1945 года в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Затем наступили 50-е… Давление на Церковь со стороны системы стало в те годы более изощренным, замаскированным, а исповедничество требовало не меньшего мужества, чем во времена массовых репрессий.

Отец Иоанн был одним из сотен священников, «обреченных» на испытания уже в силу своего характера — прямодушного, живого, нравственных качеств, знаний, нестерпимых для режима.

…Это случилось в 1950-м. Приближалось время окончания духовной академии, была написана и кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, но защитить ее отец Иоанн не успел, не дали. В ночь с 29 на 30 апреля, как обыкновенно это происходило в те времена, в его комнате в Большом Козихинском был устроен обыск. Два месяца на Лубянке: нелепые обвинения, жестокость следователя, лжесвидетельства…

Затем — камера-одиночка в Лефортовской тюрьме, заключение в Бутырской — в камере с уголовными преступниками и семь лет исправительно-трудовых лагерей… Архангельская область, знаменитый разъезд Черная Речка. А там – барак, непосильный труд на лесоповале и особое «распределение» — «санитарная обработка», т.е. многочасовое пропаривание одежды заключенных в особой камере при очень высокой температуре.

Но что помнилось ему об этом времени? — Молитва, под самым потолком на третьем ярусе нар, тайные воскресные службы в заброшенном недостроенном бараке, радость в моменты, когда уважение к священнику нежданно-негаданно просыпалось в душах главарей лагерной шпаны…

В 1955 году, по досрочном возвращении из лагеря, он был назначен в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. 10 июня 1966 года в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг над ним совершал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов).

5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псков-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита. Почти сорок лет отец Иоанн оставался насельником Псково-Печерского монастыря.

В 70-е – 80-е годы, когда органы государственной безопасности стремились установить контроль над жизнью людей, отцу Иоанну вновь пришлось пить от Чаши страданий. Теперь он разделял бескровное мученичество со своими воспитанниками, державшими «оборону» от мира.

Господь наградил его многими духовными дарованиями, и наиболее явным для окружающих был дар прозорливости. Отец Иоанн предвидел события в жизни близких людей, часто указывая на возможные опасности, и, обычно приучая людей к личной ответственности, в некоторых исключительных случаях все же требовал неукоснительного исполнения своих благословений.

Со временем люди, отказавшиеся от послушания своему духовнику, имели возможность убедиться в том, что отец Иоанн имеет основания для такой требовательности: он не говорил от себя. И при этом батюшка сохранял необыкновенную скромность, отзываясь о себе так: «Ну, какой я старец? Вот видели бы вы настоящих старцев!»

Тысячи людей в России помнят об отце Иоанне как о священнике, согревавшем всех и помогавшем прорваться к свету через потемки времен «застоя». Как напутствие всем нам звучат его слова о пути спасения в современном мире:

«Время, в которое привел нам жить Господь, — наисмутнейшее, смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. Миром правит Бог, только Бог и никто другой».

Особенным был и его уход из мира. Обычно так уходят к Богу праведники: казалось, что он блаженно и тихо уснул, сразу после причастия в день, когда Русская Православная Церковь чтит память Исповедников и новомучеников российских… Это был и его день.

Официальный сайт прихода Христорождественского храма

село Старокленское Первомайского района Тамбовской области

Слово в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год.

И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» И встрепенулись сердца – повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда

– фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;

– гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от Истины, и уход в страну далече: «Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих»;

– напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории – изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали – земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы – изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам – Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

Читайте так же:  Молитва трифону о получении работы

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: «Христос Воскресе!» и в них – изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля: «…Обратитесь ко Мне, всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании… назначьте пост, проповедите цельбу, созовите… старцев» и всех жителей в дом Господа «да восплачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание…» (Иоил. 2, 12, 15, 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига Второй Адам – Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: «Иисус… возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что «сей же род (диавол) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо «… свет во тьме светит, и тьма его не объят» (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой – этой нашей живой жертвой любви к Богу – возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату – к человеку, то, омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко – в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…»

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

– ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

– это ты и есть тот самый грешник;

– это ты нелюбовный – любишь по выбору;

– это ты – чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуйте рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: «Не судите, да не судимы будете…» (Мк. 7, 1).

И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого поста в частности, будут тщетны. И этот путь один – путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

«Не судите, да не судимы будете…» Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока «…милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13).

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: «…властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви – там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя – того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других.

И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!» И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» – начнется преображение жизни вокруг нас.

Читайте так же:  Молитва на рабочее место и заговоры

«Днесь весна душам!» Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

«Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело».

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения – и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское сияние на земле.

Произнесено 28 февраля (13 марта) 1994 года

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Любимые молитвы архимандрита Иоанна Крестьянкина

Четверг, 10 Мая 2007 г. 19:14 + в цитатник

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).


Утащил из «Нескучного сада» такую заметку:

Келейная книжица
Издательство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря издало книжку любимых молитв покойного архимандрита Иоанна Крестьянкина, составленную и переписанную им самим
Издание выполнено практически без типографского набора — переснят и размножен рукописный оригинал. Сохранен не только каллиграфический почерк почившего пастыря, но даже желтизна краев страниц от постоянного употребления: о.Иоанн читал эти молитвы ежедневно.
Поскольку наследный дар архим.Иоанна — его келейная книжица — обречен стать библиографической редкостью,

Правило схиархим.Иоанна Финляндского
(За недослышанное и недопонятое во время службы):
45 молитв: 33 Иисусовых молитвы, 12 — Богородице Дево радуйся.

Порядок чтения:
12 Иисусовых молитв
4 — Богородице
9 Иисусовых молитв
4 — Богородице
12 Иисусовых молитв
4 — Богородице

Молитва св.Архангелам и ангелам
Св.Архистратиже Божий Михаиле, буде победитель всем страстям моим.
Св. Архистратиже Гаврииле, — вестниче Божий, возвести мне час смерти моей.
Св.Архистратиже Рафаиле, — целителю, — исцели болезни мои телесныя и душевныя.
Св. Арх. Урииле, — просветителю, просвети мои чувства душевныя и телесныя.
Св.Арх. Салафииле, — молитвенниче Божий, моли Бога о мне грешном и внуши мне благие помыслы, возносящие душу к Богу.
Св.Арх. Иегудииле, — славителю, прослави меня добрыми делами.
Св.Арх. Варахииле, — благословителю, благослови всю мою мою жизнь провождать в душевном спасении.
Св.Архангелы, Ангелы, Началы, Престоли, Господства, Серафимы, Херувимы, Силы, Власти — молите Бога о мне грешном.

Древняя молитва
Господи Боже мой!
Удостой меня быть орудием мира Твоего!
Чтобы я вносил любовь там, где ненависть.
Чтобы я прощал, где обижают.
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение.
Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду, где мучит отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость, где горе живет.

Господи Боже мой! Удостой!
Чтобы не меня утешали, но я утешал.
Чтобы не меня понимали, но я других понимал.
Чтобы не меня любили, но чтобы я других любил.

Ибо кто дает — тот получает.
Кто себя забывает — тот обретает.
Кто прощает — тому простится.
Кто умирает — тот просыпается к жизни вечной.

P.S. Так называемую древнюю молитву, если не ошибаюсь, приписывают то ли блаж.Августину, то ли св.Франциску Ассизскому.

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Афоризмы — Православный журнал «Фома»

В ста кратких изречениях, взятых из обширной переписки старца монастырь с духовными чадами, раскрывается смысл христианского становления личности.

Много надо трудов понести, чтобы строился дом души.
Строй, детка.

Он не раз еще будет шататься и даже нарушаться, пока созреют ум и душа.
Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства.
Божие благословение тебе.

Храни тебя Господь!

Много надо трудов понести, чтобы строился дом души. Строй, детка.

Слова «не могу» – ложь. Когда горит наш дом, все знают, что надо делать, и делают.

Жить надо не на небе, а на земле по-Божьему.

Господь в жизни твоей давно и ведет тебя по ней не с того момента, как ты осознал это.

Учись молча думать теперь и не спешить всякую свою думу выплескивать наружу.

Над душой надо трудиться самим и не ждать, что само вырастет то, чего не сеяли.

Много всего мы творили без Бога и по своей вине, и не по своей, а теперь смотрим на разоренную в этом творчестве Россию, разоренные семьи, погубленные души.

А как всех жалко! Как все изранены, искалечены.

Мир на последней скорости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое.

А как ты воспринимаешь такое обещание, что последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги? И как же это так: придем ни с чем, а будем больше соделавших великое?

Так упасть, как мы теперь, и представить невозможно, но это реальность наших дней. Восстанем ли? С Божией помощью все возможно, даже и невозможное.

Дай Бог силы устоять и не шарахаться за сиюминутными причудами жизни (жизнь-то все еще строится без Бога, а значит, пока жизнь не в жизнь).

Живем пока с Божией помощью и надеемся, что обрящутся у нас на Родине десять праведников, ради которых помилует Господь Россию.

Наш старец монастырский говорил о себе: «Я не ученый, а толченый». Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.

Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом, да еще по неведению своему и недопониманию, разорять.

Житейская смута нас охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя.

Время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении.

Миром правит Промысл Божий, и в этом – спасение верующему человеку, и в этом – сила, чтобы перенести земные скорби.

Вглядитесь в себя – страх ли Божий руководит нашими мыслями и поступками? Любовь ли к Богу и людям лежит в основе нашего бытия?

Без нас нас ни спасти, ни погубить нельзя.

Богом определенное свершится несомненно. Но когда, как? Этого нам знать не дано, и от желания это знать нас предостерегает Писание.

Помни, что все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать.

Утрачивается в людях понятие и вкус к духовному общению, все подменяется рекламой, громыханием и шумом, не имеющим ничего общего с духовным.

Бежать нам некуда, только с молитвой к Богу.

Самая большая неприятность это твое отношение к жизни.

Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божия и все домогаемся своего.

Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: начинается с помрачения ума, засим следует расслабление воли, и покатился снежный ком греха, растет и растет, пока тебя не раздавит.

Детка, не огорчай Господа и не оскверняй себя вражьими помыслами.

За расслаблением воли следует искажение совести, когда все видим в искаженном свете и получаем за все растление тела.

Сам же, своими изобретениями, никто не спасется от гнева Божия. Спаситель наш – Христос, на Него же и уповаем.

Загляни в себя! Выбор должно делать не в парении духа, а отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки.

Вот и давайте жить, как рабы Божии: все в глубине сердца и ничего напоказ, на толпу.

Читайте так же:  Молитва тебе поем смысл

Три воли руководят жизнью: Божия, вражья и наша человеческая, и никто не освободит человека от борьбы при выборе, за кем он последует.

Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле, и при любых занятиях, и на любом месте.

И в каждой ситуации хотите спрятать голову в свой панцирь, в котором мните создать свой праведный «микромир».

А я вот вам напомню завещание печальника земли Русской преподобного отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения».

Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное.

Не ищите своего, но Божия. Только это спасительно.

Один святой человек мне сказал однажды: «Все мы являемся существенной ненужностью и никому, кроме Бога, не нужны».

Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху.

Желание жить радостями и поиски радостей – явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души.

Если хочешь жить легко и до Бога близко, держи сердце высоко, а голову низко.

Миром правит Бог, только Бог, и никто другой.

Встать надо на тот путь, который созвучен вашему внутреннему человеку.

В духовной жизни нет одного рецепта на всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.

И все принимаем как данность, ни с кого ничего не требуя, но только с себя.

Приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее станет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением.

Воцерковляйся. Младенец растет медленно, и ты в духовном отношении именно такой.

Старайся жить в присутствии Ангела-хранителя – и увидишь, как дивно он все устроит.

Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу.

И многое попускает Господь претерпеть нам и от самих себя, и от других ради обретения богоподобной добродетели – смирения.

Покорись беде, а беда – тебе, и молись, и беда минует быстро.

Молиться надо, это и есть школа молитвы.

Молитве лучше всего учит суровая жизнь.

Вы еще страдаете от смятения помыслов, а значит, и о чистой молитве говорить не приходится.

А научиться молитве можно, начав молиться не языком только, но сердечным обращением ко Господу.

Господь вам не поручал спасать других, он их Сам спасет имиже весть путями.

Молитесь о тех, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть – реальные, а наши – кажущиеся. Умудри вас Бог.

Если молитвы читать с пониманием, то мир снизойдет в душу, а с ним и облегчение во всем.

А еще примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе все ведомо – сотвори со мной, как изволишь. Аминь».

Даже и с близким о многом сокровенном нельзя говорить, ибо ваш религиозный опыт – тайна ваша и Бога.

Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец.

Житейские невзгоды и бедность – ничто по сравнению с духовным бедствием.

Бог даровал каждому личную свободу. В рабство не стремись сам и свободу других учись ценить.

А начальственные должности в нынешнее время есть крест, да еще тягчайший.

Не лучше ли жить по русской пословице: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой припасай».

Не учительствуйте. Помните, из какой бездны воззвал вас Господь, и помните, что ум ваш только и мог водить вас по путям погибельным.

Приказом «шагом марш за мной спасаться!» ничего не сделаете.

Свободу человека никто отнять не может, даже и Творец его.

Даже и в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

Мы не обдумываем и не примеряем. Мы все режем и кромсаем, а выходит-то по живому больно.

Новую жизнь надо начинать с очищения души, с работы над собой, с молитвы, и не планировать внешнее, но возрождать дух христианский в себе.

Детская молитва чиста и легка в своем восхождении к Богу.

Родительское благословение созидает дома детей.

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.

Молитесь о детях, показывайте им в жизни следы Промысла Божия, который созидает жизнь.

Вера – это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью.

Молитесь сердечно. Для такой молитвы счета нет.

Все благое приходит к нам через труд и преодоление многих искушений.

То, что мы оказались в Церкви, – не право наше, но дар Божий.

Ваши внутренние силы подтачиваются немирством ко всему окружающему. Оттого и трудно.

Народная мудрость говорит: «Умирать собираешься, а пшеничку-то сей».

Смерть же есть переход в тот мир, в который мы родились крещением.

Смерти как таковой нет. А есть жизнь земная и жизнь небесная.

Не всегда удается попасть в тон и запеть слаженно. И это жизнь.

Жизнь – подвиг, жизнь – наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь.

Не будем делаться судьями своим близким ранее суда Божия.

Не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим.

Давайте держаться такой меры: ничего не просим и ни от чего не отказываемся. И этим успокоимся.

Господь вас не оставляет и дарует вам терпение. Без ропота только живите, и это вменится вам в мученичество.

Если все наше молодое поколение (наше будущее) воспитается на чужих «хлебах» (и идеях), то Родина для них станет чужая, и они ей тоже.

Держитесь Церкви Святой Православной, и не оставит вас Господь.

Детка, усвой один очень важный урок: не спеши простираться в завтрашний день, живи сегодня, научись видеть волю Божию в настоящий момент, и не только видеть. Но надо еще и иметь непоколебимую решимость ее исполнить.

Не ищи опоры в людях, но – в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.

Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.

Чтобы ум был светел, надо ежедневно читать Святое Евангелие и видеть жизнь и оценивать ее в свете Евангельских истин.

Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли.

Святость – тайна непостижимая, а мы к ней стали относиться дерзко.

В этом вся программа жизни.

Добавить комментарий

Сегодня по календарю


23 марта
1876 г. Павел Николаевич Яблочков получил патент на изобретенную им «электрическую свечу».
1906 г. В России разрешена свобода переселения крестьян.
1919 г. В Милане Бенито Муссолини основывает новое политическое движение, которое получает название «Фашио ди комбаттименто» (Fasci di Combattimento, «Союз борьбы»). Так рождается сам термин, и появляется первая фашистская организация.
1933 г. В Германии Закон о дополнительных полномочиях фактически превращает Адольфа Гитлера в диктатора до апреля 1937. Вскоре будут запрещены или распущены все партии, кроме нацистской, и большинство профсоюзов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Родились:
1749 г. Лаплас Пьер Симон (1749-1827), французский астроном, математик, автор космогонической теории.
1900 г. Николай Николаевич Волков (1900-1985), советский актер театра и кино («Старик Хоттабыч», «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Бегство мистера Мак-Кинли»).
1910 г. Акира Куросава — японский кинорежиссер, сценарист, продюсер.
1905 г. Борис Михайлович Тенин (1905-1990), актер театра и кино («Кружева», «Златые горы», «Бесприданница», «Человек с ружьем», «Новые похождения Швейка», «Падение Берлина»), народный артист СССР.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Афоризмы — Православный журнал «Фома»
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here