Содержание
- 1 Молитва Господня. Отче наш
- 2 Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)
- 3 МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ У НИКИТСКИХ ВОРОТ
- 4 Русская Православная Церковь
- 5 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот
- 6 Юлия Вознесенская: орудия нашего служения – слово и сердце
- 7 Храм Вознесения у Никитских ворот в Сторожах
- 8 Храм «Большое вознесение» у Никитских ворот
- 9 Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в храме «Большое Вознесение» в Сторожах, у Никитских ворот в Москве, 13.06.2013
Молитва Господня. Отче наш
Отче наш — главная молитва в христианстве
Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Молитва Господня в Синайском кодексе, IV век People, Public Domain
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки:
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф. 6:9—13)
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лк. 11:2—4)
Славянские переводы (старославянский и церковнославянский язык)
Архангельское Евангелие (1092 год) | Острожская Библия (1581 год) | Елизаветинская Библия (1751 год) | Елизаветинская Библия (1751 год) (в пореформенной орфографии) |
---|---|---|---|
Оч̃е нашь иже ѥси на нбс̃хъ. да ст̃иться имѧ твоѥ. да придеть црс̃твиѥ твоѥ. да боудеть волѧ твоꙗ. ꙗко на нб̃си и на земли. хлѣбъ нашь насоущьныи (дн̃евьныи) даи намъ днс̃ь. (даи намъ всѧкъ дн̃ь). и остави намъ дългы (грѣхы) нашѧ. ꙗко и мы оставлѧѥмъ дължьникомъ нашимъ. и не въведи насъ въ напасть. нъ избави ны ѿ неприꙗзни. ꙗко твоѥ ѥсть црс̃тво. и сила и слава оц̃а и сн̃а и ст̃го дх̃а въ вѣкы. аминъ. |
Ѡтчє на́шъ ижє єси на нбсѣ, да сти́тсѧ и́мѧ Твоє́, да прїидєтъ црствїє Твоє́, да будє волѧ Твоѧ, ѧко на нбси и на ꙁємли́. Хлѣбъ на́шъ насущнъіи да́ждь на́мъ днє́сь и оста́ви на́мъ долгъі на́ша, ѧко и мъі оставлѧємъ должникомъ на́ши и нє ввєди на́съ в напа́сть но иꙁба́ви на Ѡтъ лоука́ваго. |
Ѿче нашъ и́же еси́ на небесѣхъ, да свѧти́тсѧ и́мѧ Твое́, да прїи́детъ Ца́рствїе Твое́, да бу́детъ во́ля Твоѧ, ѩко на небеси́ и на земли́, хлѣбъ нашъ насу́щный даждь нам днесь, и оста́ви намъ до́лги на́шѧ, ѩко и мы оставлѧем должнико́м нашымъ, и не введи́ нас въ напа́сть, но изба́ви насъ отъ лука́ваго. |
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго. |
Русские переводы
Синодальный перевод (1860 год) | Синодальный перевод (в пореформенной орфографии) |
Радостная весть (перевод РБО, 2001 год) |
|||
---|---|---|---|---|---|
Московский Вознесенский храм у Никитских ворот («Большое Вознесение»), 2012. Фото Маргариты и Владимира Архиповых, с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Вознесения Господня у Никитских ворот, в Сторожах, «Большое Вознесение» (Центральное викариатство Московской епархии)
- Престолы: Вознесения Господня (главный); приделы: Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; приставной — свт. Тихона, патриарха Всероссийского
- Адрес: Россия, 121095, Москва, ул. Б. Никитская, 36
- Телефон: +7 499 690-59-36
- Официальный сайт: http://bolshoevoznesenie.ru
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-1689 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.
Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был князь Г.А.Потемкин. Оказалось, что фундамент старой церкви Вознесения недостаточно крепок для возведения задуманного большого храма. Тогда Г.А. Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. Смерть помешала князю выполнить задуманное. По его завещанию в 1798 г. душеприказчики начали строительные работы.
Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной.
Колокольня при московской церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами, 1881 год. Из альбома Найденова Н. А. Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение.
В 1812 г. недостроенное здание обгорело.
В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.
В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.
В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова — Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви.
В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена.
В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции.
В 1925 году в этом храме патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.
В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены семью слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.
В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. Богослужения возобновлены 23 сентября того же года. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со патриархом Алексием II.
В 1999 г. на праздник Вознесения Господня храм освящен архиерейским чином.
Во время ремонта храма в 2001-2002 гг, был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта — А.Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II 20 мая 2004 года.
При храме действует воскресная школа для детей.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции
В канун Недели Крестопоклонной Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Святейшим Патриархом утверждена инструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции
В субботу 2-й седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре
Архив
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот
9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!
Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст, удивительное чудо — наша плоть пребывает на небе и удостаивается поклонения ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Действительно, это наша человеческая плоть, это разум, воля, чувства, это все, что присуще человеку в его земной жизни. Все в этой плоти ныне восхищено через вознесение Господне в славу Святой Троицы, и эта плоть пребывает в том мире, который в Слове Божием называется Небесным Царством. Конечно, это непостижимо для восприятия человека, не имеющего веры, потому что тот, кто не имеет веру, требует доказательств. Ему надо потрогать, обонять, осязать, увидеть, а пребывание Спасителя там, в Небесном Царстве, с человеческой плотью, — вне опыта людей. Это невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни обонять, ни почувствовать, но мы имеем ясное свидетельство Самого Бога о том, что так оно и есть.
Помимо таинственного мистического смысла, в событии Вознесения есть реальный факт, запечатленный святыми апостолами, — они видели, как Спаситель восходит на небо, и два мужа в белых ризах спросили их: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который ныне восходит на небо, так же явится вам». Этой верой в скорое возвращение Спасителя была наполнена вся жизнь апостолов. Первоначально они думали, что Он явится совсем скоро, может быть, через несколько лет, и потому таким напряженным было ожидание второго пришествия в первом поколении христиан. Но ушло и это поколение, и много других, а Христос не явился, потому что Он явится миру в том самом человеческом теле, в котором вознесся на небеса, в тот момент, когда это будет угодно Ему.
Этот момент скрыт от нас, и никто не знает, когда это произойдет, хотя Господь, еще будучи на земле, говорил о знаках и событиях, которые предшествуют Его второму пришествию. Люди мудрые, способные воспринимать историю и происходящее вокруг в этой эсхатологической перспективе, могут увидеть определенные знаки того, что Господь может явиться в любой момент. А если есть нечто удерживающее, что сохраняет мир от пришествия тотального зла, от порабощения всех людей тотальному злу, то ведь это удерживающее от человек, а не от Бога. Апостол Павел прямо сказал: «Есть нечто удерживающее» (см. 2 Фес. 2:7). Он не сказал, что Бог удерживает, а значит, Бог через земную жизнь людей, через их работу, через их усилия, через их молитву, через их духовный подвиг, через сохранение добра в этом мире удерживает от пришествия зла.
Святитель Иоанн, произнесший восторженное речение о человеческой плоти, которая сидит на небесах, в другом месте разъясняет, о какой плоти идет речь. Конечно, не о нашей обычной человеческой плоти, омраченной грехом, а именно о человеческой плоти воскресшего Спасителя. Потому что Спаситель не только подвигом жизни Своей, страданием, смертью и Воскресением, но и особым подвигом всей Своей жизни здесь, на земле, не только искупил человеческий грех пред лицом Бога Отца, но и восстановил в Самом Себе падшую природу человека. Так и говорит святитель Иоанн Златоуст: «Христос вернул прежнее достоинство человеческой природе, освободив ее от власти диавола». Эта освобожденная от власти диавола природа, не омраченная никаким грехом, потому что Христос не совершил ни одного греха, и была восхищена в славу и тайну Святой Троицы.
Празднуя великий праздник Вознесения, мы устремляемся мыслями в таинственное будущее, когда «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28), когда придут новое небо и новая земля и когда люди, которые в этой земной жизни были способны побеждать грех, творить дела милосердия и правды вместе со Спасителем, будут пребывать в этом таинственном для нас мире, который мы именуем Царствием Небесным. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Юлия Вознесенская: орудия нашего служения – слово и сердце
Публикация на портале Православие.ру 10 сентября 2013 года
11 сентября 2013 г.Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (International Association for Suicide Prevention) проводит Всемирный день предотвращения самоубийств (World Suicide Prevention Day). Цель этого дня – поощрение деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире. Сегодня, в день борьбы с суицидами, известная писательница Юлия Вознесенская – один из модераторов сайта по предотвращению самоубийств «Победишь.ру» (http://www.pobedish.ru/) – рассказала об этой мало кому известной стороне ее деятельности.
– ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА, СЕГОДНЯ, В ДЕНЬ БОРЬБЫ С СУИЦИДАМИ В МИРЕ, ВЫ ЛЮБЕЗНО СОГЛАСИЛИСЬ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЕРЬЕЗНОЙ ТЕМЕ. ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОЧИТАТЕЛЕЙ НЕ ЗНАЮТ О ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ НА ЭТОМ ПОПРИЩЕ.
– Спасибо вам большое, Ирина, за это слово – СЛУЖЕНИЕ. В отношении литературы я бы постеснялась его к себе примерять, а вот в отношении антисуицидного форума «Победишь» и примеряю, и принимаю. Волонтерская работа на форуме – это именно служение.
Помните, как определял свое призвание герой Дж. Сэлинджера Холден Колфилд в романе «Над пропастью во ржи»? Подросток говорит своей младшей сестренке: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть». Только у нас не пропасть, а страшное топкое болото и «ребятишки» наши, а в большинстве своем посетители сайта это молодые люди, уже ступили в это болото, уже начинают в нем утопать. А у нас нет ни спасательных кругов, ни веревок, ни плотов, ни багров – одно только слово, с которым надо немедленно выйти к тому, кто обратился на сайт, в его «гостевую» (это что-то вроде приемного покоя, где можно разместить свою просьбу о помощи) или на форум. Ну и сердце, конечно, без сердца на нашем сайте делать нечего. Да, вот так бы я орудия этого служения и определила – «слово и сердце».
– РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ВАШЕЙ КОМАНДЕ И О ТОМ, КАК ПОЯВИЛОСЬ ЭТО СЛУЖЕНИЕ, С ЧЕМ ОНО СВЯЗАНО?
– Антисуицидный сайт «Победишь.ру» является частью основанного в 2006 году Дмитрием Геннадиевичем Семеником Интернет-проекта «Пережить.ру» (http://www.perejit.ru/), отвечающего на вопрос «Как пережить уход любимого человека?» Сайт «Победишь.ру» был открыт двумя годами позже, в 2008 году, поскольку число потенциальных самоубийц, обратившихся за помощью на «Пережить.ру», было ужасающе велико. Разве это не страшно, что посещаемость сайта – около 6500 человек в день? Считаю заслугой нашей команды добровольцев (среди 50-ти человек есть психологи, психиатры, священники), что более 20 тысяч человек заявили, что сайт спас их от суицида. На сайте размещены десятки тысяч положительных отзывов о его работе. По материалам сайта изданы три книги – это единственные реально существующие и помогающие в России антисуицидные книги, адресованные самоубийцам (а не, извините, белиберда, написанная псевдоспециалистами для психологов). Кстати, представители сайта вошли в число экспертов Роспотребнадзора, которые анализируют сайты на предмет суицидоопасности. Активисты проекта обучали профилактике суицида преподавателей вузов в Белоруссии и офицеров в России.
– А КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЧИСЛЕ ВОЛОНТЕРОВ АНТИСУИЦИДНОГО САЙТА?
– Все началось с того, что мы познакомились в Москве с «доктором Мишенькой» – психологом Михаилом Игоревичем Хасьминским – и его коллегой доктором Инной Мирзоевой. Он работал психологом в Онкологическом центре им. Блохина и хосписе для детей с онкологическими заболеваниями. Они попросили меня надписать «несколько книг» для больных раком ребятишек. Отказать я, естественно, не могла. Мы встретились в ресторанчике-поплавке на берегу Джамгаровского пруда, и дорогие мои врачи выставили передо мной два пластиковых мешка моих книг: «Вот, надпишите!» Конечно, можно было бы, наверное, и просто так надписать всем подряд, но доктор Мишенька сразу начал рассказывать о больных детках, и я стала писать каждому индивидуально, задавшись целью обрадовать, подбодрить каждого больного ребенка. Не помню уж, сколько времени мы этим занимались, но долго. Я писала, психологи мои читали и подсказывали. Тут доктор Мишенька заявил, что эти надписи, как и книги, будут иметь «терапевтический эффект». «Это же оздоровительные таблетки!» – сказал он и тут же пригласил меня работать волонтером на сайт-проекте «Пережить. ру», недавно основанным Дмитрием Семеником для помощи людям, переживающим душевный кризис. В этот же проект входит и сайт «Победишь.ру», отпочковавшийся от него позже как сугубо антисуицидный.
– ВАС ЛИЧНО ИЛИ ВАШИХ РОДНЫХ И ЗНАКОМЫХ ХОТЬ РАЗ ПОСЕЩАЛИ МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ?
– Слава Богу, нет. Даже никогда не слыхала, чтобы кто-то из дальних родственников или предков оказался на этом страшном краю жизни. Но, исключая небольшое число либералов-атеистов, все родственники и предки были православными, а ведь хорошо известно, что среди верующих крайне низок процент суицидников. Можно даже сказать, что это психически больные люди, а не просто люди, переживающие какой-то душевный кризис.
Видео удалено.Видео (кликните для воспроизведения). – КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЕЩЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОПОЛНЕНИЕ К ТОМУ СЛУЖЕНИЮ, КОТОРЫМ ВЫ И ДРУГИЕ ВОЛОНТЕРЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ НА САЙТЕ «ПОБЕДИШЬ.РУ»?
– Прежде всего, я считаю, надо откровенно и четко обозначить проблему, а не замалчивать ее по старой советской привычке. Тем более не следует бороться с единственным сайтом такого масштаба, который обнажает наболевшую проблему суицида. А такое случается: время от времени кто-то «наверху» вдруг обнаруживает сайт, который борется с суицидными настроениями в обществе, в первую очередь среди молодежи, и по какой-то странной тенденции старается устранить не зло, а тех, кто борется с этим злом. Как будто вопрос исчезнет, если его закрыть! Не обольщайтесь, не исчезнет. Никто не должен «бороться» со злом, устраняя активных и самоотверженных волонтеров, которые борются с ним. Мы должны откровенно признать, что суицид у нас в стране есть, что это великое социальное зло и бороться с ним необходимо всем вместе и на всех уровнях.
– КАКОВЫ НЕДОСТАТКИ ЭТОГО САЙТА?
– Честно-честно? Недостатков я не вижу. У нас и провалов-то в работе практически нет. Конечно, трудности есть, и в первую очередь это постоянная нехватка волонтеров. Вы поймите, Ирина, что работа на сайте очень сложна, многие трудятся буквально на износ, «на выгорание», говоря профессиональным языком психологов. Время от времени приходится брать отпуск, чтобы восстановиться. Ну, мне-то в последнее время стало легче: я болею и время от времени ложусь в больницу – там и отдыхаю. И многие так же. У нас ведь есть и инвалиды, и просто очень больные люди, в том числе и онкобольные. А некоторые не выдерживают и сходят «с дистанции» волонтерской помощи. Что ж, это в порядке вещей, и спасибо им за то, что они успели сделать.
– А ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ У ВАШЕГО САЙТА?
– Что касается потенциала, то сайт постоянно развивается, меняется, это очень живой и творческий процесс. Опять же «честно-честно» признаюсь вам, что считаю работу на «Победишь» едва ли не важнее своего творчества. Во всяком случае, советь меня не гложет, если я по состоянию здоровья или по настроению не работаю над книгами. А вот пропустить день и не выйти на сайт – этого я, пожалуй, просто не могу себе позволить. Совесть не велит. Я ведь больна, и мне надо спешить делать добро.
Справка
По данным ВОЗ, общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств может возрасти в полтора раза. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По статистике, половина случаев насильственной смерти в мире приходится на самоубийства, в результате которых в мире умирает столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Последние публикации: |
Протоиерей Андрей Ткачёв: . Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью. |
|