Молитва Господня. Отче наш. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Детально: Молитва Господня. Отче наш. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва Господня. Отче наш

Отче наш — главная молитва в христианстве

Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

Молитва Господня в Синайском кодексе, IV век People, Public Domain

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». (Мф. 6:9—13)

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лк. 11:2—4)

Славянские переводы (старославянский и церковнославянский язык)

Архангельское Евангелие (1092 год) Острожская Библия (1581 год) Елизаветинская Библия (1751 год) Елизаветинская Библия (1751 год)
(в пореформенной орфографии)
Оч̃е нашь иже ѥси на нбс̃хъ.
да ст̃иться имѧ твоѥ.
да придеть црс̃твиѥ твоѥ.
да боудеть волѧ твоꙗ.
ꙗко на нб̃си и на земли.
хлѣбъ нашь насоущьныи (дн̃евьныи)
даи намъ днс̃ь.
(даи намъ всѧкъ дн̃ь).
и остави намъ дългы (грѣхы) нашѧ.
ꙗко и мы оставлѧѥмъ дължьникомъ нашимъ.
и не въведи насъ въ напасть.
нъ избави ны ѿ неприꙗзни.
ꙗко твоѥ ѥсть црс̃тво.
и сила и слава
оц̃а и сн̃а и ст̃го дх̃а
въ вѣкы.
аминъ.
Ѡтчє на́шъ ижє єси на нбсѣ,
да сти́тсѧ и́мѧ Твоє́,
да прїидєтъ црствїє Твоє́,
да будє волѧ Твоѧ,
ѧко на нбси и на ꙁємли́.
Хлѣбъ на́шъ насущнъіи да́ждь на́мъ днє́сь
и оста́ви на́мъ долгъі на́ша,
ѧко и мъі оставлѧємъ должникомъ на́ши
и нє ввєди на́съ в напа́сть
но иꙁба́ви на Ѡтъ лоука́ваго.
Ѿче нашъ и́же еси́ на небесѣхъ,
да свѧти́тсѧ и́мѧ Твое́,
да прїи́детъ Ца́рствїе Твое́,
да бу́детъ во́ля Твоѧ,
ѩко на небеси́ и на земли́,
хлѣбъ нашъ насу́щный даждь нам днесь,
и оста́ви намъ до́лги на́шѧ,
ѩко и мы оставлѧем должнико́м нашымъ,
и не введи́ нас въ напа́сть,
но изба́ви насъ отъ лука́ваго.
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искушение,
но изба́ви нас от лука́ваго.

Русские переводы

Отче нашъ, сущій на небесахъ!
да святится имя Твое;
да пріидетъ Царствіе Твое;
да будетъ воля Твоя и на землѣ, какъ на небѣ;
хлѣбъ нашъ насущный дай намъ на сей день;
и прости намъ долги наши, какъ и мы прощаемъ должникамъ нашимъ;
и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго.

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Отец наш на Небесах,
Пусть прославится Твоё имя,
Пусть придёт Твоё царство,
пусть исполнится и на Земле воля Твоя, как на Небе.
Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
И прости нам наши долги, как и мы прощаем тех, кто нам должен.
Не подвергай нас испытанию,
но защити нас от Злодея.

История

Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства при которых Иисус произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея Отче наш входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Иисус дарует ученикам эту молитву в ответ на прямую просьбу «научить молиться».

Вариант Евангелия от Матфея получил всеобщее распространение в христианском мире как главная христианская молитва, причём использование Отче наш в качестве молитвы восходит к самым ранним христианским временам. Текст Матфея воспроизводится в Дидахе, древнейшем памятнике христианской письменности катехизического характера (конец I — начало II века), причём в Дидахе даны указания произносить молитву трижды в день.

Библеисты сходятся во мнении, что первоначальный вариант молитвы в Евангелии от Луки был существенно короче, последующие переписчики дополняли текст за счёт Евангелия от Матфея, в результате различия постепенно стирались. Главным образом, эти изменения в тексте Луки происходили в период после Миланского эдикта, когда церковные книги массово переписывались из-за уничтожения значительной части христианской литературы в ходе гонений Диоклетиана. В средневековом Textus Receptus в двух Евангелиях содержится почти идентичный текст.

Одним из важных различий в текстах Матфея и Луки является завершающая текст Матфея доксология — «Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь», которая у Луки отсутствует. В большинстве лучших и древнейших манускриптов Евангелия от Матфея этой фразы нет, и библеисты не считают её частью оригинального текста Матфея, однако добавление доксологии было сделано весьма рано, что доказывает наличие сходной фразы (без упоминания Царства) в Дидахе. Данная доксология использовалась с первохристианских времён в литургии и имеет ветхозаветные корни (ср. 1Пар. 29:11—13).

Различия в текстах молитвы Господней иногда возникали и из-за желания переводчиков подчеркнуть разные аспекты многозначных понятий. Так в Вульгате греческое ἐπιούσιος (ц. -слав. и русск. «насущный») в Евангелии от Луки переведено на латынь как «cotidianum» (каждодневный), а в Евангелии от Матфея «supersubstantialem» (над-сущный), что указывает непосредственно на Иисуса, как на Хлеб жизни.

Богословское толкование молитвы

К толкованию молитвы «Отче Наш» обращались многие богословы. Известны толкования Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина, Максима Исповедника, Иоанна Кассиана и других. Написаны и общие работы, основанные на толкованиях богословов древности (например, сочинение Игнатия (Брянчанинова)).

Православные богословы

Пространный православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова) пишет «Молитва Господня — такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим». Он выделяет в ней: призывание, семь прошений и славословие.

  • Призывание — «Отче наш, сущий на небесах!»

Называть Бога Отцом даёт христианам вера в Иисуса Христа и благодать возрождения человека через принесённую им крестную жертву. Кирилл Иерусалимский пишет:

«Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И, несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

Указание «сущий на небесах» необходимо для того, чтобы, начиная молиться, «оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному». Также она указывает на местопребывание Бога.

По словам святителя Игнатия (Брянчанинова) «Прошения, из которых состоит молитва Господня, — прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет слова в молитве о плотских, временных нуждах человека».

Славословие в конце молитвы Господней содержится для того, чтобы верующий после всех прошений, содержащихся в ней, воздавал Богу должное почитание.

Фотогалерея

  • О́тче наш
  • также моли́тва Госпо́дня
  • ст.-слав. О́тьчє нашь
  • греч. Πάτερ ἡμῶν или Κυριακὴ προσευχή
  • лат. Pater noster

Отче наш в музыке

На текст «Отче наш» писали музыку многие европейские и русские композиторы. На латинский текст молитвы писали (среди прочих) Жоскен Депре, Ф. Герреро, К. де Моралес, Ф. Пеньялоса, К. Феста, О. Лассо, Г. Шютц, Ф. Лист, И. Ф. Стравинский. На немецкий текст молитвы писали Г. Шютц, Г. Л. Хасслер, Ф. Шуберт. На славянский текст молитвы писали (среди прочих) М. С. Березовский, С. А. Дегтярёв, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. М. Ляпунов, П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Кедров (старший), И. Ф. Стравинский, В. В. Сильвестров, А. Г. Шнитке.

Отче наш в иконописи

В иконописи «Отче наш» — название символико-аллегорических композиций, иллюстрирующих Господню молитву.

Иконы, созданные на основе текстов молитв, появляются в русской иконописи достаточно поздно, с XVII века. Обычно композиция разделена на регистры, либо на отдельные части, соответствующие частям молитвы.

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Центральное благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Арбат, Пресненское и Хамовники)

Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., впоследствии он заменен каменным. Ныне существ. храм построен в 1798- 1816 г. В 19 — 20 в. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь венчался А.С. Пушкин в 1831 г., отпевали М.С. Щепкина в 1863 и М.Н. Ермолову в 1928, свою последнюю службу за два дня до смерти совершил Святейший Патриарх Тихон. В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена, в помещении размещался производственный цех, затем — концертный зал. Богослужения возобновлены в 1990 г.

Престолы

Святыни:

  • Чтимая икона Иверской Божией Матери
  • Чтимая икона вмч. Пантелеимона

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Расписание : ежедн. в 8 ч., по воскр. и праздн. — Литургия в 7 ч. и 10 ч., накануне всенощное бдение в 18 ч..

Адрес : Б. Никитская (б. Герцена) ул., 36

Проезд : М. «Пушкинская», «Арбатская», тролл. 15, 31; м. «Краснопресненская», тролл. 5.

  • Метро «Пушкинская»
  • Метро «Арбатская»
  • Метро «Краснопресненская»

Настоятель — прот. Владимир Диваков, прот. Владислав Цыпин, прот. Олег Клемышев, иерей Александр Трепыхалин, иерей Борис Давыдов.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ У НИКИТСКИХ ВОРОТ

Синодальный перевод (1860 год) Синодальный перевод
(в пореформенной орфографии)
Радостная весть
(перевод РБО, 2001 год)
Московский Вознесенский храм у Никитских ворот («Большое Вознесение»), 2012. Фото Маргариты и Владимира Архиповых, с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Вознесения Господня у Никитских ворот, в Сторожах, «Большое Вознесение» (Центральное викариатство Московской епархии)

  • Престолы: Вознесения Господня (главный); приделы: Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; приставной — свт. Тихона, патриарха Всероссийского
  • Адрес: Россия, 121095, Москва, ул. Б. Никитская, 36
  • Телефон: +7 499 690-59-36
  • Официальный сайт: http://bolshoevoznesenie.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-1689 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.

    Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был князь Г.А.Потемкин. Оказалось, что фундамент старой церкви Вознесения недостаточно крепок для возведения задуманного большого храма. Тогда Г.А. Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. Смерть помешала князю выполнить задуманное. По его завещанию в 1798 г. душеприказчики начали строительные работы.

    Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной.

    Колокольня при московской церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами, 1881 год. Из альбома Найденова Н. А.

    Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение.

    В 1812 г. недостроенное здание обгорело.

    В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.

    В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.

    В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова — Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви.

    В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена.

    В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции.

    В 1925 году в этом храме патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.

    В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены семью слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.

    В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. Богослужения возобновлены 23 сентября того же года. В этот день был совершен первый за годы советской власти крестный ход из Успенского собора Кремля к храму «Большое Вознесение» во главе со патриархом Алексием II.

    В 1999 г. на праздник Вознесения Господня храм освящен архиерейским чином.

    Во время ремонта храма в 2001-2002 гг, был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта — А.Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II 20 мая 2004 года.

    При храме действует воскресная школа для детей.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    Главные новости

    В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы

    Святейший Патриарх Кирилл утвердил молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

    В канун Недели Крестопоклонной Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя

    Святейшим Патриархом утверждена инструкция в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции

    В субботу 2-й седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре

    Архив

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот

    9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

    Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Владимир! Дорогие отцы, братья и сестры!

    Как замечательно говорит святитель Иоанн Златоуст, удивительное чудо — наша плоть пребывает на небе и удостаивается поклонения ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Действительно, это наша человеческая плоть, это разум, воля, чувства, это все, что присуще человеку в его земной жизни. Все в этой плоти ныне восхищено через вознесение Господне в славу Святой Троицы, и эта плоть пребывает в том мире, который в Слове Божием называется Небесным Царством. Конечно, это непостижимо для восприятия человека, не имеющего веры, потому что тот, кто не имеет веру, требует доказательств. Ему надо потрогать, обонять, осязать, увидеть, а пребывание Спасителя там, в Небесном Царстве, с человеческой плотью, — вне опыта людей. Это невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни обонять, ни почувствовать, но мы имеем ясное свидетельство Самого Бога о том, что так оно и есть.

    Помимо таинственного мистического смысла, в событии Вознесения есть реальный факт, запечатленный святыми апостолами, — они видели, как Спаситель восходит на небо, и два мужа в белых ризах спросили их: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который ныне восходит на небо, так же явится вам». Этой верой в скорое возвращение Спасителя была наполнена вся жизнь апостолов. Первоначально они думали, что Он явится совсем скоро, может быть, через несколько лет, и потому таким напряженным было ожидание второго пришествия в первом поколении христиан. Но ушло и это поколение, и много других, а Христос не явился, потому что Он явится миру в том самом человеческом теле, в котором вознесся на небеса, в тот момент, когда это будет угодно Ему.

    Этот момент скрыт от нас, и никто не знает, когда это произойдет, хотя Господь, еще будучи на земле, говорил о знаках и событиях, которые предшествуют Его второму пришествию. Люди мудрые, способные воспринимать историю и происходящее вокруг в этой эсхатологической перспективе, могут увидеть определенные знаки того, что Господь может явиться в любой момент. А если есть нечто удерживающее, что сохраняет мир от пришествия тотального зла, от порабощения всех людей тотальному злу, то ведь это удерживающее от человек, а не от Бога. Апостол Павел прямо сказал: «Есть нечто удерживающее» (см. 2 Фес. 2:7). Он не сказал, что Бог удерживает, а значит, Бог через земную жизнь людей, через их работу, через их усилия, через их молитву, через их духовный подвиг, через сохранение добра в этом мире удерживает от пришествия зла.

    Святитель Иоанн, произнесший восторженное речение о человеческой плоти, которая сидит на небесах, в другом месте разъясняет, о какой плоти идет речь. Конечно, не о нашей обычной человеческой плоти, омраченной грехом, а именно о человеческой плоти воскресшего Спасителя. Потому что Спаситель не только подвигом жизни Своей, страданием, смертью и Воскресением, но и особым подвигом всей Своей жизни здесь, на земле, не только искупил человеческий грех пред лицом Бога Отца, но и восстановил в Самом Себе падшую природу человека. Так и говорит святитель Иоанн Златоуст: «Христос вернул прежнее достоинство человеческой природе, освободив ее от власти диавола». Эта освобожденная от власти диавола природа, не омраченная никаким грехом, потому что Христос не совершил ни одного греха, и была восхищена в славу и тайну Святой Троицы.

    Празднуя великий праздник Вознесения, мы устремляемся мыслями в таинственное будущее, когда «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15:28), когда придут новое небо и новая земля и когда люди, которые в этой земной жизни были способны побеждать грех, творить дела милосердия и правды вместе со Спасителем, будут пребывать в этом таинственном для нас мире, который мы именуем Царствием Небесным. Аминь.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    Юлия Вознесенская: орудия нашего служения – слово и сердце

    Публикация на портале Православие.ру 10 сентября 2013 года
    11 сентября 2013 г.

    Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (International Association for Suicide Prevention) проводит Всемирный день предотвращения самоубийств (World Suicide Prevention Day). Цель этого дня – поощрение деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире. Сегодня, в день борьбы с суицидами, известная писательница Юлия Вознесенская – один из модераторов сайта по предотвращению самоубийств «Победишь.ру» (http://www.pobedish.ru/) – рассказала об этой мало кому известной стороне ее деятельности.

    – ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА, СЕГОДНЯ, В ДЕНЬ БОРЬБЫ С СУИЦИДАМИ В МИРЕ, ВЫ ЛЮБЕЗНО СОГЛАСИЛИСЬ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО СЕРЬЕЗНОЙ ТЕМЕ. ОДНАКО БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОЧИТАТЕЛЕЙ НЕ ЗНАЮТ О ВАШЕМ СЛУЖЕНИИ НА ЭТОМ ПОПРИЩЕ.

    – Спасибо вам большое, Ирина, за это слово – СЛУЖЕНИЕ. В отношении литературы я бы постеснялась его к себе примерять, а вот в отношении антисуицидного форума «Победишь» и примеряю, и принимаю. Волонтерская работа на форуме – это именно служение.

    Помните, как определял свое призвание герой Дж. Сэлинджера Холден Колфилд в романе «Над пропастью во ржи»? Подросток говорит своей младшей сестренке: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть». Только у нас не пропасть, а страшное топкое болото и «ребятишки» наши, а в большинстве своем посетители сайта это молодые люди, уже ступили в это болото, уже начинают в нем утопать. А у нас нет ни спасательных кругов, ни веревок, ни плотов, ни багров – одно только слово, с которым надо немедленно выйти к тому, кто обратился на сайт, в его «гостевую» (это что-то вроде приемного покоя, где можно разместить свою просьбу о помощи) или на форум. Ну и сердце, конечно, без сердца на нашем сайте делать нечего. Да, вот так бы я орудия этого служения и определила – «слово и сердце».

    – РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ВАШЕЙ КОМАНДЕ И О ТОМ, КАК ПОЯВИЛОСЬ ЭТО СЛУЖЕНИЕ, С ЧЕМ ОНО СВЯЗАНО?

    – Антисуицидный сайт «Победишь.ру» является частью основанного в 2006 году Дмитрием Геннадиевичем Семеником Интернет-проекта «Пережить.ру» (http://www.perejit.ru/), отвечающего на вопрос «Как пережить уход любимого человека?» Сайт «Победишь.ру» был открыт двумя годами позже, в 2008 году, поскольку число потенциальных самоубийц, обратившихся за помощью на «Пережить.ру», было ужасающе велико. Разве это не страшно, что посещаемость сайта – около 6500 человек в день? Считаю заслугой нашей команды добровольцев (среди 50-ти человек есть психологи, психиатры, священники), что более 20 тысяч человек заявили, что сайт спас их от суицида. На сайте размещены десятки тысяч положительных отзывов о его работе. По материалам сайта изданы три книги – это единственные реально существующие и помогающие в России антисуицидные книги, адресованные самоубийцам (а не, извините, белиберда, написанная псевдоспециалистами для психологов). Кстати, представители сайта вошли в число экспертов Роспотребнадзора, которые анализируют сайты на предмет суицидоопасности. Активисты проекта обучали профилактике суицида преподавателей вузов в Белоруссии и офицеров в России.

    – А КАК ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЧИСЛЕ ВОЛОНТЕРОВ АНТИСУИЦИДНОГО САЙТА?

    – Все началось с того, что мы познакомились в Москве с «доктором Мишенькой» – психологом Михаилом Игоревичем Хасьминским – и его коллегой доктором Инной Мирзоевой. Он работал психологом в Онкологическом центре им. Блохина и хосписе для детей с онкологическими заболеваниями. Они попросили меня надписать «несколько книг» для больных раком ребятишек. Отказать я, естественно, не могла. Мы встретились в ресторанчике-поплавке на берегу Джамгаровского пруда, и дорогие мои врачи выставили передо мной два пластиковых мешка моих книг: «Вот, надпишите!» Конечно, можно было бы, наверное, и просто так надписать всем подряд, но доктор Мишенька сразу начал рассказывать о больных детках, и я стала писать каждому индивидуально, задавшись целью обрадовать, подбодрить каждого больного ребенка. Не помню уж, сколько времени мы этим занимались, но долго. Я писала, психологи мои читали и подсказывали. Тут доктор Мишенька заявил, что эти надписи, как и книги, будут иметь «терапевтический эффект». «Это же оздоровительные таблетки!» – сказал он и тут же пригласил меня работать волонтером на сайт-проекте «Пережить. ру», недавно основанным Дмитрием Семеником для помощи людям, переживающим душевный кризис. В этот же проект входит и сайт «Победишь.ру», отпочковавшийся от него позже как сугубо антисуицидный.

    – ВАС ЛИЧНО ИЛИ ВАШИХ РОДНЫХ И ЗНАКОМЫХ ХОТЬ РАЗ ПОСЕЩАЛИ МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ?

    – Слава Богу, нет. Даже никогда не слыхала, чтобы кто-то из дальних родственников или предков оказался на этом страшном краю жизни. Но, исключая небольшое число либералов-атеистов, все родственники и предки были православными, а ведь хорошо известно, что среди верующих крайне низок процент суицидников. Можно даже сказать, что это психически больные люди, а не просто люди, переживающие какой-то душевный кризис.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    – КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЕЩЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОПОЛНЕНИЕ К ТОМУ СЛУЖЕНИЮ, КОТОРЫМ ВЫ И ДРУГИЕ ВОЛОНТЕРЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ НА САЙТЕ «ПОБЕДИШЬ.РУ»?

    – Прежде всего, я считаю, надо откровенно и четко обозначить проблему, а не замалчивать ее по старой советской привычке. Тем более не следует бороться с единственным сайтом такого масштаба, который обнажает наболевшую проблему суицида. А такое случается: время от времени кто-то «наверху» вдруг обнаруживает сайт, который борется с суицидными настроениями в обществе, в первую очередь среди молодежи, и по какой-то странной тенденции старается устранить не зло, а тех, кто борется с этим злом. Как будто вопрос исчезнет, если его закрыть! Не обольщайтесь, не исчезнет. Никто не должен «бороться» со злом, устраняя активных и самоотверженных волонтеров, которые борются с ним. Мы должны откровенно признать, что суицид у нас в стране есть, что это великое социальное зло и бороться с ним необходимо всем вместе и на всех уровнях.

    – КАКОВЫ НЕДОСТАТКИ ЭТОГО САЙТА?

    – Честно-честно? Недостатков я не вижу. У нас и провалов-то в работе практически нет. Конечно, трудности есть, и в первую очередь это постоянная нехватка волонтеров. Вы поймите, Ирина, что работа на сайте очень сложна, многие трудятся буквально на износ, «на выгорание», говоря профессиональным языком психологов. Время от времени приходится брать отпуск, чтобы восстановиться. Ну, мне-то в последнее время стало легче: я болею и время от времени ложусь в больницу – там и отдыхаю. И многие так же. У нас ведь есть и инвалиды, и просто очень больные люди, в том числе и онкобольные. А некоторые не выдерживают и сходят «с дистанции» волонтерской помощи. Что ж, это в порядке вещей, и спасибо им за то, что они успели сделать.

    – А ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ У ВАШЕГО САЙТА?

    Что касается потенциала, то сайт постоянно развивается, меняется, это очень живой и творческий процесс. Опять же «честно-честно» признаюсь вам, что считаю работу на «Победишь» едва ли не важнее своего творчества. Во всяком случае, советь меня не гложет, если я по состоянию здоровья или по настроению не работаю над книгами. А вот пропустить день и не выйти на сайт – этого я, пожалуй, просто не могу себе позволить. Совесть не велит. Я ведь больна, и мне надо спешить делать добро.

    Справка

    По данным ВОЗ, общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств может возрасти в полтора раза. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового здравоохранения. По статистике, половина случаев насильственной смерти в мире приходится на самоубийства, в результате которых в мире умирает столько же людей, сколько в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Последние публикации:

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Эффект будет непременно, и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трёпа.

Святейший Патриарх Кирилл:

. Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость.

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Храм Вознесения у Никитских ворот в Сторожах

Храм Большое Вознесение у Никитских ворот что в Сторожах. До него на этом месте стояла небольшая церквушка, которая впервые упоминалась в летописях 1619 года.

С 1685 года вместо старого сооружения начинается возведение нового — каменного. Средства на строительство выделила Наталья Нарышкина — мать Петра I.

Позже храм Вознесения Господня перестраивался. Инициатором выступил князь Потемкин.

Поскольку постройка задумывалась как полковой собор, размеры ее должны были быть довольно внушительными.

Фундамент старого здания оказался не совсем крепким для возведения подобного рода собора. Поэтому Потемкин отдает под будущую церковь свой двор, находившийся рядом. Князь умер не дождавшись начала строительства.

История храма Большое Вознесение Господне на Большой Никитской, 36

В 1798 году работы по возведению храма Вознесения Господня на Большой Никитской, 36 начались.

Чтобы отличать это здание от церкви, построенной на средства матери Петра, новый храм стали называть «Большое Вознесение».

К 1812 году достроить храм не успели. Недостроенное здание сильно обгорело во время пожара и только в 1827 году к восстановительным работам приступает архитектор Федор Михайлович Шестаков (доработку проекта после его смерти провел архитектор Осип Бове, который также не увидел полностью отстроенное здание при своей жизни).

Храм у Никитский ворот должен был превратиться в величественное здание, которое по стилю не сильно отличалось бы от такой же постройки в Петербурге.

Строительство завершилось в 1848 году. Однако, еще недостроенный храм на Большой Никитской помнит, как в его стенах венчались Пушкин и Гончарова.

Новое здание стало поистине грандиозным архитектурным решением.

Его отличала монументальность и величие, а отсутствие декора и лаконичные формы лишь усиливали этот эффект. Не зря храм стал излюбленным местом московской интеллигенции.

Храм после революции и сегодня

После революции печальная участь не обошла стороной храм Большое Вознесение у Никитских ворот: его закрыли, иконостас сожгли, роспись закрасили толстым слоем краски.

Сначала здание использовали как склад, позже оно перешло к Академии наук, а затем там находилась высоковольтная лаборатория. В храме прорубили несколько окон, для чего уничтожили фронтоны. В центре здания выкопали огромную яму, где разместили металлический шар. Такой же подвесили сверху под куполом. Так в лаборатории проводили опыты, пропуская между шарами ток.

В 1990 году храм храм Вознесения Господня на у Никитских ворот в Сторожах вернули Церкви. Тогда же прошло и первое богослужение. Сразу же начались восстановительные работы. В 2004 г. святыня предстала в своем прежнем виде.

Храм «Большое Вознесение» находится по адресу: Москва, Большая Никитская, дом 36 (станции метро Арбатская и Тверская).

Храм «Большое вознесение» у Никитских ворот

Православный храм Большое вознесение вблизи московских Никитских ворот ведет свою историю с XV века. Известные личности причастны к его возведению, и сам храм оставил след в судьбе многих знаменитых людей. Ценителей русского церковного зодчества храм Большое вознесение привлекает чистотой линий традиционных архитектурных форм, прихожан – проникновенностью обрядов, любознательные люди воспринимают все в совокупности.

Нынешний облик окружающей местности и сам храм Большое вознесение хорошо видны на снимке с высоты птичьего полета. Первая деревянная церковь здесь появилась в XV веке, в камне постройку организовала Наталья Нарышкина. Жена царя Алексея Михайловича и мать Петра I пожелала иметь церковь вблизи родового имения, поддержал ее брат Лев Кириллович, воспитатель и дядя будущего императора.

Название храма объясняется наличием поблизости небольшой ранее построенной церкви, также посвященной Вознесению господнему, которую назвали Малым вознесением.

Дальнейшая история

Значительное расширение храма задумал фаворит Екатерины Великой, князь Потемкин-Таврический, удостоенный приставки за присоединение Крымского полуострова к России. Старый храм был ему памятен тайным венчанием с императрицей, но для Преображенского полка, опекаемого светлейшим князем, он был маловат. Проект, разработанный великим Баженовым, при жизни генерал-фельдмаршала даже не начали осуществлять.

Потемкин отдал под новый храм Большое вознесение собственный двор, выделил деньги, однако из-за ранней кончины завершать дело пришлось потомкам. Начал работу в 1795 году зодчий Казаков, завершал архитектор Григорьев в 1845 году. В трапезной недостроенного храма в 1831 году венчались Пушкин и Наталья Гончарова, дом родителей которой находился неподалеку. Готовый храм Большое вознесение стал местом отпевания великого актера Щепкина в 1863 году. В то время еще не было современной колокольни, пользовались старой, на месте которой сейчас скверик (напротив новой колокольни) с памятником А.Н. Толстому.

Трагические страницы истории храм Большое вознесение начал переживать в ноябре 1917 года, когда неподалеку расстреляли около 200 юных юнкеров. Патриотов после отпевания похоронили напротив алтаря, на месте нынешнего сквера. При советской власти службы некоторое время продолжались, здесь венчали дочь Шаляпина в 1920 году. Последнюю свою литургию совершил в храме Патриарх Тихон в 1925 году, за 2 дня до своей кончины. Отпевание великой актрисы Марии Ермоловой в 1928 году еще было разрешено, но через 3 года службы запретили. Здание отдали под научные цели, в 1937 году снесли колокольню.

Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре

Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.

Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.

Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.

Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.

Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.

Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Вознесения Господня в храме «Большое Вознесение» в Сторожах, у Никитских ворот в Москве, 13.06.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ХРАМЕ
«БОЛЬШОЕ ВОЗНЕСЕНИЕ» В СТОРОЖАХ, У НИКИТСКИХ
ВОРОТ В МОСКВЕ

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства 1 ! Досточтимый отец настоятель 2 ! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; епп. Брянский и Севский Александр (ныне митр.), Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Смоленский и Вяземский Исидор (ныне митр. Смоленский и Рославльский), Клинцовский и Трубчевский (ныне Великолукский и Невельский) Сергий.

2 Прот. Владимир Диваков, благочинный Центрального округа г. Москвы.

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, — те самые сорок дней, которые отделяли момент воскресения от вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им, и эти явления не все могли сразу распознать, как то было в случае с Марией Магдалиной или Лукой и Клеопой, которые лишь в какой-то определенный момент увидели в Том, Кто с ними общается, Господа и Спасителя.

В течение этих сорока дней Господь встречался с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины — то, что мы называем преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христиан и, передаваясь из поколения в поколение, стало Священным Преданием Церкви.

Сегодняшнее евангельское чтение взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки — собственно говоря, повествование от Луки заканчивается сегодняшним евангельским чтением. Апостол рассказывает о явлении Христа Воскресшего ученикам. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, — говорит Спаситель, — ибо это Я Сам (Лк. 24,39). Какие странные слова: это Я Сам’. И далее, как бы в доказательство того, что это именно Он, говорит: Осяжите Меня и уразумейте: дух плоти и костей не имеет. Не исключено, что апостолы, которым Христос являлся неожиданно и при дверех (Мк. 13, 29) затворенных, могли в Нем видеть не реальность, а некий дух, призрак. Господь развенчивает эти сомнения. Он акцентирует внимание учеников на том, что Он в реальной плоти: Осяжите, уразумейте!, а потом, как бы в подтверждение реальности Своего бытия, спрашивает их: Есть ли у вас здесь какая пища? И принесли Ему рыбы, печенной на угле, и мед, и Он вкушал эту пищу. Конечно, Господь после воскресения мог обходиться без всякой физической пищи, но Он делает это для того, чтобы показать апостолам, что Он во плоти, что воскрес не только Его дух, который никогда и не умирал, — вместе с Воскресением Он восставил из небытия, из смерти, из тления, из разрушения человеческое тело, которым Он обладал.

Евангелист Лука написал еще одну книгу Нового Завета — книгу Деяний апостольских. Евангелие от Луки заканчивается 24-й главой, где Господь настаивает на том, что Он в реальном теле, а книга

Деяний начинается с повествования о вознесении. И это совершенно не случайно, потому что можно было еще многое рассказать. Апостол Лука, конечно, знал, что было между встречей со Спасителем при дверех затворенных и моментом вознесения, но он как бы соединяет эти два события в двух новозаветных книгах и повествует о том, что Господь возносится на небо — Тот Самый Господь, Который воскрес, Который явился им, Которого можно было осязать, Который вкушал пищу, а значит, на небо возносилось Его тело. И явились два мужа и сказали: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, Который ныне возносится на небо, так же вернется к вам (Деян. 1,11). Ни о чем больше не сказано в этот момент. Апостолам нужно идти и проповедовать покаяние и прощение грехов. И, размышляя на тему вознесения, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь принял плоть не для того, чтобы оставить ее на земле, — Он принял плоть для того, чтобы восхитить ее в тайну Святой Троицы, посадить на престол царский, чтобы ей поклонялось все ангельское воинство.

Но ведь плоть Спасителя — это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение, вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.

Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию в которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело — то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим пращурам, нашим древним предкам.

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Свое вознес в Божественную жизнь и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно не случайно, что именно тело Свое Он приносит в заклание и что тело Свое Он дает нам в заклание через таинство Святой Евхаристии, когда, причащаясь Тела и Крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом — тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

Все это открывает нам глубины Божественного замысла о человеке. Мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие

неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем.

На этом основывается наша особая молитвенная связь с нашим Спасителем. На этом основываются и наши молитвы о телесном здравии. Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь является результатом наших сознательных действий, нашего греха, наших страстей. Недаром апостол называет тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6,19), и если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех пред Богом.

Сегодняшний день учит нас, что есть особая связь между нами и Спасителем нашим, прославленным и в теле Своем. Этот день учит нас особой заботе о нашем духовном состоянии, чтобы оно не разрушало Богом данного тела. Этот день учит нас и тому, что главная миссия, которую совершал Господь и которую Он поручил Церкви, — это проповедь покаяния, ибо прощаются раскаянные грехи.

Одного этого достаточно, чтобы научиться жить по-новому, чтобы контролировать свои мысли и поступки, чтобы приносить Господу чистосердечное раскаяние, чтобы через молитву и святейшее таинство Евхаристии соединяться с Ним в надежде на то, что подаваемая Им благодать укрепит и души, и телеса наши, которые, по апостолу, суть Божии (1 Кор. 6, 20).

Сегодня особенный праздник, праздник, который вселяет надежду — надежду на спасение, надежду на встречу с Господом. Всех вас сердечно поздравляю с этим великим и спасительным днем. Аминь.

Молитва Господня. Отче наш. Библиотека — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитвы после Причастия, благодарственные

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here