Содержание
- 1 Владислав князь сербский молитва
- 2 Святому благоверному князю Владиславу Сербскому
- 3 Владислав князь сербский молитва
- 4 Житие святого князя Владислава Сербского, в чем помогает икона и тексты молитв
- 5 Молитва для владислава
- 6 Святой Владислав, король Сербский
- 7 Служба святому благоверному князю Владиславу Сербскому
Владислав князь сербский молитва
Князю Владиславу, королю Сербскому (тропарь и кондак)
И́ же ко́рене честна́го о́трасль сла́вная, благове́рный кня́же Владисла́ве, в оте́честве твое́м до́бре ца́рствовал еси́, и Ца́рствие Небе́сное получи́вый, владе́еши сла́вою и че́стию вели́кою. Те́мже не забу́ди язы́ков слове́нских и правосла́вным лю́дем на сопроти́вныя спобо́рствуй.
Ц арю́ Небе́сному подража́я, Уте́шителю и Пода́телю жи́зни, бога́тства твоя́ убо́гим расточа́ше, и был еси́ прибе́жище вся́кому стра́ждущему, утеше́ние и заступле́ние оби́димому, кре́пость и огражде́ние стране́ твое́й, Владисла́ве богоблаже́нне.
Новости
-
17 Март 2020
Обновления на сайте
Добавлены на сайт:
Обновление на сайте
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Святому благоверному князю Владиславу Сербскому
Тропа́рь, глас 4:
И́же ко́рене честна́го о́трасль сла́вная, благове́рный кня́же Владисла́ве, в оте́честве твое́м до́бре ца́рствовал еси́, и Ца́рствие Небе́сное получи́вый, владе́еши сла́вою и че́стию вели́кою. Те́мже не забу́ди язы́ков слове́нских и правосла́вным лю́дем на сопроти́вныя спобо́рствуй.
Кано́н. Глас 2
Песнь 1
Ирмос: Гряди́те, лю́дие, пои́м песнь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре, и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Владисла́ву царю́ песнь воспе́ти, Го́споди, сподо́би мя, оскверне́ннаго мно́гими и безме́стными согреше́ньми, па́дшаго во глубину́ зол и уя́звленнаго тщесла́вием и го́рдостию лю́тою.
Лоза́ благоуха́нная виногра́да Христо́ва яви́лся еси́, Владисла́ве, процве́л бо еси́ на сла́внем дре́ве царе́й благочести́вых, его́же сла́достию напита́выйся, кра́сныя плоды́ произрасти́л еси́.
А́ще и мно́ги ско́рби от бра́та своего́ претерпе́л еси́, оба́че послуша́ния роди́телем отню́д не уклони́ся, те́мже и венча́ тя сро́дник твой святы́й Са́вва богому́дрый ца́рским венце́м, достохва́льне.
Богородичен: Де́во Пресвята́я, христиа́н похвало́, лица́ Твоего́ не отврати́ от нас, но я́ко милосе́рдая Ма́ти, защити́ чад Твои́х от враг ви́димых и неви́димых.
Песнь 3
Ирмос: На ка́мени мя ве́ры утверди́в, разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́. Возвесели́ бо ся дух мой, внегда́ пе́ти: несть свят, я́коже Бог наш, и несть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
И́стинный насле́дник отцу́ своему́ первовенча́нному в забо́те о стране́ Се́рбстей был еси́, Владисла́ве, огражда́я ю́ от наше́ствия иноплеме́нных и от вся́кия междоусо́бныя бра́ни.
Суд Твой, Бо́же, царе́ви даждь, и пра́вду Твою́ сы́ну царе́ву, та́ко взыва́л еси́, блаже́нный царю́ Владисла́ве. Те́мже стяжа́л еси́ от Царя́ царе́й ра́зум, во е́же твори́ти суд пра́ведный и ми́лостивый.
Ли́хвы и мзды отбежа́л еси́ я́ко огня́, Владисла́ве, при́сно ходя́й пред лице́м Госпо́дним. Сего́ ра́ди и благослови́ Бог тя и страну́ Се́рбскую Свое́ю бога́тою ми́лостию.
Богородичен: А́нгели удиви́шася, Чи́стая, рождеству́ Твоему́, мы же ужаса́емся всегда́шнему Твоему́ предста́тельству о нас, его́же не лиши́ нас, Влады́чице, за мно́жество на́ших прегреше́ний.
Седа́лен, глас 4:
Вои́стину до́брый во́ин Христо́в яви́лся еси́, пресла́вный царю́ Владисла́ве, ору́жием зе́млю свою́ защити́вый и благоче́стием правосла́вную ве́ру огради́вый, но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, мир стране́ Се́рбстей испроси́ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
Прия́телище Божества́ непристу́пнаго яви́лася еси́, Пресвята́я Де́во Чи́стая, но простри́ ру́це Твои́ ко Всеми́лостивому Спа́су, да изба́вит ны от вся́кия напа́сти и сподо́бит покланя́тися Ему́ неосужде́нно.
КрестоБогородичен:
Предстоя́щи Кресту́ Сы́на Твоего́ и Бо́га, грехо́в мои́х ра́ди уя́звлена и распя́таго, не прогне́вайся до конца́, Влады́чице, но Твои́ми всемо́щными моли́твами изба́ви мя от ве́чнаго осужде́ния.
Песнь 4
Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы, не хода́тай, ни А́нгел, но Сам, Го́споди, вопло́щься, и спасл еси́ всего́ мя челове́ка. Тем зову́ Ти: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Ве́ру пра́вую па́че зе́ницы о́ка храни́л еси́ во оте́честве свое́м, огражда́я ю́ от лати́нян и ага́рян, сего́ ра́ди сохрани́ тя Госпо́дь от вся́каго лю́таго обстоя́ния.
А́нгели сла́ву Бо́жию воспе́ша на Небеси́, егда́ ты, Владисла́ве, в земли́ Се́рбстей мно́гия хра́мы и оби́тели и́ноческия воздви́гл еси́, иде́же не умолка́ет моли́тва ко Го́споду.
Вои́стину всей вселе́нней яви́лся еси́ удобре́ние, христолюби́вый царю́ Владисла́ве, благотворя́ше бо и правосла́вным Це́рквам восто́ка, да́ры бога́тыя сим посыла́я чрез Са́вву блаже́ннаго.
Богородичен: Одушевле́нная пала́то Царя́ ца́рствующих и колесни́це свята́я Го́спода сла́вы, не оста́ви нас, в доброде́тели убо́гих, помози́ нам гре́шным, и вку́пе со святы́м царе́м Владисла́вом заступи́ нас и изба́ви от ве́чнаго безче́стия.
Песнь 5
Ирмос: Све́та Пода́телю, и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви нас: ра́зве бо Тебе́ ино́го Бо́га не зна́ем.
Си́лою Госпо́днею возвесели́лся еси́, царю́ Владисла́ве, и в ра́дости воспева́ше Ему́ пе́сни хвале́бныя: ра́зве бо Тебе́ ино́го Бо́га не зна́ю.
Положи́ святы́й Са́вва на главе́ твое́й вене́ц от ка́мене че́стна. Живота́ ве́чнаго проси́л еси́ у Влады́ки живота́, и Той ти даде́ долготу́ дний и спасе́ние во век ве́ка.
Е́же от враго́в наше́ствие укроти́л еси́, Владисла́ве, побора́ше бо Госпо́дь на ня́ и гне́вом Свои́м смяте́ я́. Я́ко упова́ше на Бо́га, те́мже кре́постию Его́ не подви́глся еси́, му́дре.
Богородичен: Тя, па́че ума́ и словесе́ Ма́терь Бо́жию, ве́рнии сла́вим единому́дренно и воспева́ем Ти пе́сни хвале́бныя, роди́ла бо еси́ нам ве́чное Ра́дование.
Песнь 6
Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли, Бо́же, мя возведи́.
Излия́ се́рдце мое́ сло́во бла́го: славословле́ния святокра́сному Владисла́ву, и́же ми́лостию и му́дростию стяжа́ небе́сное ра́дование, те́мже глаго́лю аз похвалы́ царе́ви.
Глас Христо́в во Ева́нгелии услы́шавый, о некра́домем сокро́вищи попече́ся, и расточи́в име́ния своя́ ни́щим и убо́гим, стяжа́л еси́ Небе́сное Ца́рствие.
От ю́ности возлюби́л еси́ отве́рженныя ми́ра сего́ и сотвори́л я́ еси́ дру́ги себе́ от бога́тства мимотеку́щаго, сего́ ра́ди оскуде́вшу ти в животе́ вре́меннем, ти́и прия́ша тя в ве́чная селе́ния.
Богородичен: Стена́ еси́ и огражде́ние нам, Пресвята́я Де́во Чи́стая, на рабы́ Твоя́ неключи́мыя умилосе́рдися, немощна́я уврачу́й и оскудева́ющая воспо́лни.
Конда́к, глас 6:
Царю́ Небе́сному подража́я, Уте́шителю и Пода́телю жи́зни, бога́тства твоя́ убо́гим расточа́ше, и был еси́ прибе́жище вся́кому стра́ждущему, утеше́ние и заступле́ние оби́димому, кре́пость и огражде́ние стране́ твое́й, Владисла́ве богоблаже́нне.
И́кос
Вои́стину яви́л еси́, Владисла́ве, в себе́ само́м ца́рский о́браз смире́нием, милосе́рдием и кро́тостию, послуша́нием Царю́ Небе́сному и любо́вию к лю́дем твои́м. Те́мже нас сподо́би взыва́ти тебе́ и уми́льно глаго́лати: ра́дуйся, мно́ги ско́рби претерпе́вый, ра́дуйся, сла́бости людски́я отту́ду позна́вый, ра́дуйся, сла́дость жите́йскую ни во что́же вмени́вый, ра́дуйся, печа́ль люде́й на ра́дость претвори́вый, ра́дуйся се́рбская похвало́ и удобре́ние, ра́дуйся, царе́й сла́во и ни́щих весе́лие, Владисла́ве богоблаже́нне.
Песнь 7
Ирмос: Те́лу злато́му прему́дрыя де́ти не послужи́ша, и в пла́мень са́ми поидо́ша, и бо́ги их обруга́ша, среди́ пла́мене возопи́ша, и ороси́ я́ А́нгел: услы́шася уже́ уст ва́ших моли́тва.
Пома́за Дави́да Саму́ил проро́к иногда́, показу́я на сем Бо́жие благоволе́ние, та́ко и Са́вва святы́й тя, Владисла́ве, пома́за, прозира́я о тебе́ Боже́ственное промышле́ние.
Отбеже́ вся́кая зло́ба от души́ твоея́, я́ко в се́рдцы твое́м Христо́с воцари́ся и за́поведьми Свои́ми Боже́ственными низложи́ вся́кое беззако́ние и горды́ню.
Духо́вный ра́зум от Бо́га стяжа́л еси́ и, егда́ восста́ша на тя лю́дие неблагода́рнии, кро́тко ца́рствие твое́ бра́ту уступи́л еси́, спаса́я страну́ от междоусо́бныя бра́ни.
Богородичен: Изумева́ет всяк ум пе́ти Тя, Богоро́дице, недоумева́ет всяк язы́к испове́дати Твоя́ чудеса́, оба́че вме́сто слове́с ве́ру приими́. Ты бо христиа́н еси́ Засту́пница, Тя велича́ем.
Песнь 8
Ирмос: В пещь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго, и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся ве́ки.
Се́рбии яви́стася вы, дво́ица честна́я, Са́вво богому́дре и Владисла́ве доброхва́льне, пе́рвый Се́рбский архиере́ю и венча́нный им пресла́вный госуда́рю, но моли́та вку́пе о стра́ждущем оте́честве ва́шем.
Пти́ца обре́те себе́ хра́мину, и го́рлица гнездо́ себе́, та́кожде Владисла́в оби́тель святу́ю созда́, иде́же положи́ мо́щи Са́ввы святи́теля, по́слежде и сам упоко́ися та́мо.
Оби́тель Миле́шевская процвете́ я́ко крин се́льный, иму́щи в себе́ мо́щи двою́ уго́днику Бо́жию: Са́ввы святи́теля и Владисла́ва царя́, и́хже моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
Богородичен: Де́во Влады́чице, Ма́ти всех нас, не пре́зри люде́й согреши́вших, на ча́да Твоя́ умилосе́рдися и покры́й нас честны́м Твои́м омофо́ром.
Песнь 9
Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы нам яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная. Тем Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Обре́л еси́ ве́чную сла́ву, блаже́нне, со святы́ми упокоева́яся, те́мже и чту́щих тя помина́й у Престо́ла Го́спода Вседержи́теля.
Блаже́н разумева́яй на ни́ща и убо́га, в день лют изба́вит его́ Госпо́дь, те́мже и ты, царю́ Владисла́ве, обре́л еси́ мзду пра́ведных.
Изукра́шенный сонм царе́й благочести́вых в стране́ Се́рбстей пресла́вно просия́: Симео́н, Стефа́н, Ла́зарь и и́ни мно́зи. С ни́миже, Владисла́ве досточу́дне, моли́ся о нас.
Многогре́шный и суему́дренный аз, не возмого́х принести́ ти пе́ния досто́йнаго, Владисла́ве, оба́че ве́дуще тя ми́лостива и нищелю́бна, не пре́зри моего́ убо́жества, молю́ся.
Богородичен: Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту сла́ва Ти подоба́ет, Влады́чице, превознесе́нна бо па́че Го́рних чино́в, роди́вши Сы́на, Преве́чнаго Бо́га.
Свети́лен, глас 1:
Вои́стину яви́лся еси́ ни́щим сокро́вище, стра́нным прибе́жище, утеше́ние пла́чущим, оби́димым заступле́ние, стране́ Се́рбстей сла́ва и огражде́ние. Те́мже и нам, свя́те Владисла́ве, бу́ди предста́тель до́брый и моли́твенник всеусе́рдный.
Сла́ва, и ны́не, Богородичен:
О всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех Влады́ку и Го́спода, на рабы́ Твоя́ умилосе́рдися и ку́пно со святы́м Владисла́вом моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Владислав князь сербский молитва
07 Октябрь 2011
Кондак, глас 1.
С лики Ангельскими предстоя, блаженне княже Владиславе, наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, и оттуду Благодетельныя дары почерп чудес, всем притекающим верою под твою святыню источаеши цельбам дарование.
Тропарь, глас 4:
Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.
Молитвенно поздравляем нашего дорогого батюшку, настоятеля храма св. Иоанна Златоуста протоиерея Владислава с Днем Ангела!
Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета.
Пусть молитвы святого князя Владислава Сербского хранят Вас на всех путях Вашей жизни.
С любовью, прихожане храма.
Дорогие братья и сестры во Христе!
Сердечно Вас благодарю за тёплые слова в день моего Ангела Хранителя, небесного покровителя, в честь которого я назван, — святого благоверного князя Сербского Владислава. Каждый раз, слушая и читая слова приветствий и ободрения, понимаешь свою нужность и важность в этой краткой жизни. Я благодарю Господа Бога за то, что он послал мне таких добрых, внимательных и замечательных прихожан.
Житие святого князя Владислава Сербского, в чем помогает икона и тексты молитв
Представители династии Немановичей были основоположниками Сербской государственности в Средние века, приложили много усилий для распространения и укрепления православия. О первых правителях королевства известно, что многие из них отличались благочестием. За заслуги перед Господом к лику святых были причислены дед, отец и дядя Владислава Сербского.
Краткое жизнеописание
Владислав Сербский в Русской Православной Церкви считается небесным покровителем всех нареченных этим именем. Из письменных источников X-XII веков о житии святого известно, что Владислав был королем Сербии с 1234 по 1243 год. Он был вторым сыном Стефана II Первовенчанного. Его отец был первым сербским королем, венчанным на царство в православии.
После смерти Стефана II Первовенчанного властителем Сербского государства стал его старший сын, Радослав. Через пять лет сербские феодалы, недовольные его правлением, склонили Владислава, княжившего в небольшом уделе, сместить брата с престола. Причиной смены власти было влияние на Радослава жены, дочери византийского императора. Под давлением сербской знати Владислав объявил себя королем Сербии. Радослав не желал смириться с потерей королевского престола и враждовал с братом.
Архиепископ Савва, родной брат Стефана II Первовенчанного, призывал братьев помириться и следовать Божьим заветам. Но семейный раздор не прекращался и после удаления жены Радослава. Чтобы не произошло братоубийство, он уговорил старшего племянника принять монашество, а Владислава венчал на королевство. По его рекомендации и благословению, король сербский взял в жену дочь болгарского царя Асеня, чем усилил свою власть. Владислав заботился о благополучии государства. В его правление было покончено с морским разбоем графа Омышского. На территории Сербии началась разработка серебряных рудников, обогативших государство. Правление короля Владислава длилось 7 лет.
После смерти могущественного болгарского царя его положение пошатнулось. Местной знати не нравилось влияние болгарских правителей на Сербию. При жизни влиятельного на Балканах государя они не выказывали свое недовольство. Ослабление Болгарии дало им возможность предпринять новую попытку смены власти. Теперь сербским феодалам не по нраву был Владислав. В 1243 году Владислав согласился уступить младшему брату, Урошу, трон, не предъявляя в дальнейшем на него претензий.
Между братьями сохранились хорошие отношения. Новый король оставил за старшим братом титул и правление в южной части Сербии. Владислав, спустя 20 лет, отошел к Господу. За преданность отечеству, православию, милосердие к бедным и немощным Владислав был причислен к лику святых. Его останки находятся в монастыре Милешево.
Что сделал святой для православной церкви
Одна из главных заслуг святого Владислава – перенос останков архиепископа Сербского, Саввы, из Болгарии в Сербию. Святитель в 1233 году оставил чин архиепископа, передав его своему ученику, блаженному Арсению, и отправился на Святую землю. Обратная дорога Саввы закончилась в Болгарии, где в 1236 году он отдал Богу душу. Тело святого было похоронено в монастырской церкви города Трново, в Болгарии.
Через год после кончины Саввы архиепископ Арсений призвал Владислава вернуть останки равноапостольного в Сербию. Свою просьбу он пояснил огромными заслугами святого в становлении государства, укреплении королевской власти, создании Православной Церкви Сербии. Владислав обратился с просьбой к тестю, но получил отказ от болгарского царя. Два раза отправлял он посланников к царю Асеню, и каждый раз получал отказ. Правитель Болгарии не хотел расставаться со святыми мощами, считая, что они служат защитой государства.
В качестве основного аргумента он приводил два довода:
- Святой Савва не оставил прижизненного желания, чтобы его похоронили в Сербии.
- Святитель пользовался любовью и почитанием в Болгарии, не меньшей, чем на родине.
В третий раз Владислав сам приехал к царю с нижайшей просьбой вернуть останки Саввы. Болгарскому царю во сне явился ангел, повелевший вернуть останки святителя. Асень не решился идти наперекор Божьей воле и объявил о своем согласии на передачу мощей зятю.
Открыв могилу святого, Владислав и епископы обнаружили, что тело не поддалось тлению и мироточит. Весть о чуде разнеслась по Болгарии, что вызвало волнение народа, не желавшего расставаться с мощами.
Владислав был воодушевлен успешным завершением поездки. При въезде в королевство его кортеж был встречен торжественной процессией духовенства во главе с архиепископом Арсением. В Сербии останки духовного отца нации похоронили в монастыре Милешев. Но святитель явился во сне одному из монахов и сказал, что его мощи должны находиться в церкви. В 1237 году Владислав пристроил к храму притвор с двумя капеллами, куда были перенесены мощи святого Саввы. Православные верующие стремились посетить монастырь, чтобы помолиться чудотворным останкам. В XV веке турки изъяли из монастыря и сожгли священные мощи, чтобы лишить сербов духовной опоры.
Благоверный князь Владислав был добр и щедр к нуждающимся, глубоко религиозным человеком. В 1218 году, будучи отроду 18-19 лет, он основал монастырь Милешев. В 1220 году к монастырскому комплексу была пристроена Церковь Вознесения Господня, известная уникальной росписью под мозаику, выполненную византийскими художниками. Монастырь был разрушен в 1459 году турками, но снова восстановлен. Православная обитель является действующей до настоящего времени.
Молитва для владислава
Советуем ознакомиться молитва для владислава с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Святой Владислав, король Сербский
Память 24 сентября/7 октября
После блаженной кончины св.Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем «достойным всякой похвалы», но, со временем, по словам церковного писателя Феодосия, «стал покорен жене, от которой и был поврежден умом». Сербская знать была недовольна поведением своего короля, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав, так что «между братьями наступила вражда». Их родной дядя – архиепископ Савва – увещевал братьев жить в мире, но не был в силах сразу примирить их.
Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он был лишен этой злонравной и лукавой жены, которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре по благословению дяди Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня Белославе.
Благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде-архиепископу и пребывал с ним в мире и согласии. Когда свт.Савва принял решение оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил святителя изменить свое намерение, но не смог удержать его. В 1233 году свт.Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа своих учеников наследника – блаженного Арсения, мужа «во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди». Владислав со своими вельможами также прибыли на собор, где святитель преподал им наставления и заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года свт.Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи в святых местах.
Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Спустя год после кончины святителя его достойный наследник, архиепископ Арсений обратился к благочестивому Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы мощи свт.Саввы были перенесены в Сербию. «Нехорошо и неприлично перед Богом и перед людьми,– сказал святитель Арсений,– чтобы мы оставили отца нашего равноапостольного, дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами, и всеми установлениями и законами православия – чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле».
Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойнейших людей к своему тестю – царю Асеню, с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава, и выслушав посланника, болгарский царь весьма опечалился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но, так как оно покоится в церкви Божией, и ему воздаются такие же почести, как это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав «утруждает и святого». С этим болгарский правитель отправил посланцев обратно.
Владислав, не удовлетворившись полученным ответом, вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия, и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!».
Царь Асень был в недоумении, как ему поступить, думая, что, лишившись святого, лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом в этом деле. Все они единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава, потому что «вельможи и весь город сильно из-за этого негодуют». Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь, …сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.
Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам отправиться в Болгарию и, взяв с собой «множество своих благородных людей, епископов и игуменов», он послал перед собой гонцов, извещая Асеня о своем скором прибытии. С ними Владислав отправил и подарки для патриарха и царских советников.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.
В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.
Когда по призыву Асеня, его зять вместе с сербскими епископами и вельможами предстал перед ним, то царь готов был исполнить их усердную просьбу. Несколько опечаленный Асень обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святой гроб его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет унесен от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, сына своего, отпустить опечаленным. Итак, приими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости краль Владислав с епископами и своими благородными людьми «пал на землю и поклонился царю».
Потом, «приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из недр земли», Владислав повелел совершать службу святому, а сам со своими епископами «открыл могилу святого и увидел, что тела его не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми, и казалось, что он лежит и спит». Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у его могилы. По словам блаженного Феодосия, благоухание источало не только святое тело преподобного, но даже и дерево, и земля, в которых оно почивало.
Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться ко гробу, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. «Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые выпрямлялись, и глухим святой даровал слух». Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на царя Асеня за то, что он отдал мощи святого Владиславу. Услышав об этом, сербский правитель, из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.
Царь же в это время призвал Владислава на трапезу веселья и любви, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство – святого, ты, придя, получил и отправил его в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца, пускай и мы, молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!». Владислав осыпал щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – краля и всех бывших с ним, и так с любовью они расстались. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг вскоре мощей святого. По сообщению Феодосия, краль ликовал подобно «Давиду перед кивотом завета» и, идя впереди мощей, радостно восклицал:
«Возвеселится душа моя о Господе,
ибо Он облек меня в ризы спасения,
и одеждой веселия одел меня,
даровав мне господина моего,
святого моего отца и учителя,
заступника в молитвах моему отечеству
ибо Ты возвеличил на мне милость свою,
и ныне блажен я,
и ныне благоукрасился я,
Видео (кликните для воспроизведения). |
выше царей земных возвеличился,
более людей обогатился.
Как велика милость Твоя ко мне, Господи,
Как, возлюбив меня, вознаградил,
Боже мой, милость моя!
Буди имя Твое благословенно во веки веков!»
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.
Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
9 декабря 2002 г.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Святой Владислав, король Сербский
После блаженной кончины св.Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем «достойным всякой похвалы», но, со временем, по словам церковного писателя Феодосия, «стал покорен жене, от которой и был поврежден умом». Сербская знать была недовольна поведением своего короля, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав, так что «между братьями наступила вражда». Их родной дядя – архиепископ Савва – увещевал братьев жить в мире, но не был в силах сразу примирить их.
Лишившийся власти Радослав был вынужден искать убежища в Драче, но и там красота его супруги послужила для него источником бед. В скором времени он был лишен этой злонравной и лукавой жены, которая была для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине в Драче на Радослава обрушилась ненависть местного правителя, и он едва спасся от смерти. Желая прекратить вражду, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения распрей первосвятитель венчал своего племянника Владислава королевским венцом. Вскоре по благословению дяди Владислав женился на дочери могущественного болгарского царя Иоанна II Асеня Белославе.
Благочестивый Владислав был во всем послушен своему дяде-архиепископу и пребывал с ним в мире и согласии. Когда свт.Савва принял решение оставить первосвятительский престол и сообщил о своем желании Владиславу, тот со слезами просил святителя изменить свое намерение, но не смог удержать его. В 1233 году свт.Савва собрал в Жиче собор сербских архиереев и, сообщив о своем намерении, избрал из числа своих учеников наследника – блаженного Арсения, мужа «во всем преподобного и хранящего со страхом Божии заповеди». Владислав со своими вельможами также прибыли на собор, где святитель преподал им наставления и заповедал хранить и оберегать святые церкви. Когда весной 1234 года свт.Савва отправлялся на Святую землю, Владислав щедро снабдил его золотом и всем необходимым для раздачи в святых местах.
Однако Владиславу не суждено уже было увидеть своего любимого дядю и архиепископа, при земной жизни последнего. Посетив святые места, на обратной дороге, свт.Савва, гостивший у болгарского царя Асеня, 14/27 января 1236 года отошел ко Господу, не доехав совсем немного до родной Сербии. После отпевания, совершенного Болгарским Патриархом Иоакимом, тело святителя было с великими почестями погребено в построенной болгарским царем монастырской церкви Сорока мучеников Севастийских в Трново.
Спустя год после кончины святителя его достойный наследник, архиепископ Арсений обратился к благочестивому Владиславу, призывая его сделать все возможное для того, чтобы мощи свт.Саввы были перенесены в Сербию. «Нехорошо и неприлично перед Богом и перед людьми,– сказал святитель Арсений,– чтобы мы оставили отца нашего равноапостольного, дарованного нам от Христа учителя, совершившего многие подвиги и поднявшего труды для сербской страны, украсившего ее церквями, королевской властью, архиепископом и епископами, и всеми установлениями и законами православия – чтобы его святые мощи лежали вне пределов его отечества и престола его церкви, в чужой земле».
Вдохновленный словами Арсения, Владислав без промедления послал достойнейших людей к своему тестю – царю Асеню, с просьбой отдать ему мощи святителя. Получив письмо Владислава, и выслушав посланника, болгарский царь весьма опечалился. Он ответил сербскому правителю, что если бы тело святого осталось без должных почестей, то просьба его была бы вполне законной. Но, так как оно покоится в церкви Божией, и ему воздаются такие же почести, как это было бы в Сербии, то он не понимает, зачем Владислав «утруждает и святого». С этим болгарский правитель отправил посланцев обратно.
Владислав, не удовлетворившись полученным ответом, вновь отправил своих вельмож к царю со словами: «Если я обрел благодать пред тобою, родителем моим, то не затвори предо мной отеческого милосердия, и не оставь меня, чтобы жизнь моя не погрузилась в печаль. Дай мне святые мощи господина моего и отца, чтобы я перенес их в свое отечество!».
Царь Асень был в недоумении, как ему поступить, думая, что, лишившись святого, лишится и царства. Призвав Болгарского патриарха и своих приближенных, он обратился к ним за советом в этом деле. Все они единодушно уверяли его, что ни в коем случае нельзя уступать просьбам Владислава, потому что «вельможи и весь город сильно из-за этого негодуют». Царь опять написал слова утешения своему зятю, добавив: «Если Богу было угодно, чтобы святой упокоился среди нас, верных во Христе, то кто я такой, чтобы противиться воле Божией или дерзать беспокоить могилу или святые мощи? Ибо святой действительно ничего не завещал о своем перенесении. Итак, проси у меня чего пожелаешь, …сын мой, но перестань принуждать меня отдать тебе то, что мне отдать нелегко, ибо и патриарх, и вельможи, и весь город противятся мне в этом». И вновь, одарив посланников, отпустил их к Владиславу.
Видя такую твердость болгарского царя, Владислав решил сам отправиться в Болгарию и, взяв с собой «множество своих благородных людей, епископов и игуменов», он послал перед собой гонцов, извещая Асеня о своем скором прибытии. С ними Владислав отправил и подарки для патриарха и царских советников.
Когда Владислав прибыл в болгарскую землю, царь Асень с любовью встретил его далеко от своей столицы. Прибыв в Трново, Владислав первым делом отправился в монастырь, где было место упокоения свт.Саввы. Придя в монастырь, он вместе с епископами и вельможами воздал угоднику Божьему достойное поклонение, как своему отцу и наставнику. Поклонившись гробу святителя, краль из глубины сердца взмолился к святому, каясь в своих прегрешениях и прося его не отринуть прошения, и не оставить своего отечества, за которое святитель поднял бесчисленные подвиги и труды. Так, усердно помолившись святому угоднику, Владислав вышел из храма и отправился на праздничный прием, приготовленный болгарским царем.
В эту ночь Ангел Божий в образе святого повелел царю отдать святые мощи для переноса в сербскую землю. Испугавшись такого явления, царь утром призвал патриарха и советников и поведал о виденном во сне. Выслушав его, они сказали, что это посещение Божие было из-за святого, и единодушно просили Асеня отдать эту великую святыню королю Владиславу, опасаясь, в противном случае, навлечь на болгарское царство гнев Божий.
Когда по призыву Асеня, его зять вместе с сербскими епископами и вельможами предстал перед ним, то царь готов был исполнить их усердную просьбу. Несколько опечаленный Асень обратился к Владиславу с такими словами: «Я желал иметь святого у себя, в своем монастыре, как дарованного мне от Бога, и святой гроб его украсил и почитал, как ты видел, не помышляя, что святой будет унесен от нас. Но так как ты, королевское высочество, потрудился прийти ко мне, отцу своему, я не хочу тебя, сына своего, отпустить опечаленным. Итак, приими своего во Господе отца и отнеси в дом свой по желанию твоему». От столь неожиданной радости краль Владислав с епископами и своими благородными людьми «пал на землю и поклонился царю».
Потом, «приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из недр земли», Владислав повелел совершать службу святому, а сам со своими епископами «открыл могилу святого и увидел, что тела его не коснулось тление, так, что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми, и казалось, что он лежит и спит». Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, прекрасный аромат которого почувствовали все, собравшиеся у его могилы. По словам блаженного Феодосия, благоухание источало не только святое тело преподобного, но даже и дерево, и земля, в которых оно почивало.
Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться ко гробу, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. «Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые выпрямлялись, и глухим святой даровал слух». Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на царя Асеня за то, что он отдал мощи святого Владиславу. Услышав об этом, сербский правитель, из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию.
Царь же в это время призвал Владислава на трапезу веселья и любви, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство – святого, ты, придя, получил и отправил его в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца, пускай и мы, молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!». Владислав осыпал щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – краля и всех бывших с ним, и так с любовью они расстались. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг вскоре мощей святого. По сообщению Феодосия, краль ликовал подобно «Давиду перед кивотом завета» и, идя впереди мощей, радостно восклицал:
«Возвеселится душа моя о Господе,
ибо Он облек меня в ризы спасения,
и одеждой веселия одел меня,
даровав мне господина моего,
святого моего отца и учителя,
заступника в молитвах моему отечеству
и почет наследия моего».
«Вознесу Тя, Боже мой,
ибо Ты возвеличил на мне милость свою,
и ныне блажен я,
и ныне благоукрасился я,
выше царей земных возвеличился,
более людей обогатился.
Как велика милость Твоя ко мне, Господи,
Как, возлюбив меня, вознаградил,
Боже мой, милость моя!
Буди имя Твое благословенно во веки веков!»
Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и своими вельможами с псалмами и песнопениями нес драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и многими благородными людьми вышел им навстречу и с благоговением поклонился честным мощам своего духовного отца и наставника. Узнав о прибытии мощей, народ во множестве стекался ото всюду. Многие получали от Бога и его святого угодника исцеления от своих болезней.
Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево, положили драгоценные мощи во честном гробе в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя благочестивый Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал свое милосердие на нищих.
Спустя некоторое время свт.Савва явился во сне одному преподобному и боголюбивому старцу и сказал ему, что святые мощи должны почивать не в земле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено во храме на поклонение всем верующим. Мощи святителя почивали в Милешево до 1594 года, когда нечестивые турки забрали эту величайшую святыню сербского народа и сожгли на Врачаровой горе в Белграде. На месте сожжения мощей сейчас воздвигнут величественный собор свт.Саввы.
Как и все Неманичи, Владислав был предан своему отчеству и православию. В нем рано проявился дух созидания. Около 1225 года, еще во время его управления одной областью на Лиме, по благословению свт.Саввы им был построен очень красивый монастырь Милешева, посвященный Вознесению Господню. Эта обитель по своей прекрасной фресковой живописи относится к числу наиболее значительных памятников сербской средневековой архитектуры. Среди фресок можно найти и ктиторский портрет самого св.Владислава. Изображения святого сохранились также в Дечанах, в Печской Патриархии и в монастыре Ораховица. Одна из икон св.Владислава сейчас находится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
Служба святому благоверному князю Владиславу Сербскому
Текст службы святому благоверному князю Владиславу Сербскому утвержден решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года (журнал № 147).
Месяца септемвриа в 24-й день
Святаго благовернаго князя Владислава Сербскаго
На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:
По имени твоему тако и житие твое: прозябый бо от славнаго корене, достойно подражал еси родителю первовенчанному, и венчан быв от Саввы великаго, отечеству явился еси слава и похвала, Владиславе приснопамятне.
По имени твоему тако и житие твое: взыскал бо еси славы небесныя, и славою отечество твое обогативый, воздвигл еси в нем храмы и обители, взывая: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему, даждь славу о милости и истине Твоей.
По имени твоему тако и житие твое: неславныя бо мира сего возлюбил еси, убогия, нищыя и увечныя. И тем обильно благотворивый, славне, достойно венчан был от Царя Небеснаго славою и честию нетленною.
Христолюбивый Владислав самодержец, яко древле Давид пред кивотом, предходя пред святым телом Саввы, всея Сербии великаго и чуднаго пастыря, воспеваше в веселии и радовании: величит душа моя Господа, яко святыню сию вношу во обитель мою.
И ныне, Богородичен или Крестобогородичен:
Пресвятая Дева Владычица, предстоящи Кресту Сына Своего и Бога, умильно глаголаше слезящи: о Сыне, како умираеши смертию безчестною, честию венчавый человеческое естество; утробою уязвляюся и разумом трепещу, Пречистая плакашеся горько.
На стиховне Октоиха. Таже глаголем:
Стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело.
И поем стихиру, глас 4:
Веселится и ликует страна Сербская, с нею же вси языцы словенстии благочестно празднуют. Предста бо царь престолу Твоему, Христе Боже, и молит Тя о православнем воинстве. Темже и мы взываем ему в веселии: радуйся, Владиславе многоимените.
Егда страну твою сокровищи земными обогатил еси, тогда к Небесному Царю воззвал еси: возлюбих словеса Твоя паче злата и топазия. Темже благодать от Христа Бога получивый и яко талант сию умноживый, не престай Того о чтущих тя молити да ущедрит и спасет души наша.
И ныне, Богородичен или Крестобогородичен:
Сокрываше лучи своя солнце, и земля в трепете содрогашеся, и бездушнии камение распадахуся, вся же тварь окаменеваше ужасом, и завеса церковная раздирашеся, Ангели лица своя закрываху: но кий язык исповесть Твоя страдания у Креста Сына Твоего, Пречистая?
Иже корене честнаго отрасль славная, благоверный княже Владиславе, в отечестве твоем добре царствовал еси, и Царствие Небесное получивый, владееши славою и честию великою. Темже не забуди языков словенских и православным людем на сопротивныя споборствуй.
Канон, глас 2, егоже краегранесие: Владислава воспети, Господи, сподоби мя.
Ирмос: Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Владиславу царю песнь воспети, Господи, сподоби мя, оскверненнаго многими и безместными согрешеньми, падшаго во глубину зол и уязвленнаго тщеславием и гордостию лютою.
Лоза благоуханная винограда Христова явился еси, Владиславе, процвел бо еси на славнем древе царей благочестивых, егоже сладостию напитавыйся, красныя плоды произрастил еси.
Аще и многи скорби от брата своего претерпел еси, обаче послушания родителем отнюд не уклонися, темже и венча тя сродник твой святый Савва богомудрый царским венцем, достохвальне.
Богородичен: Дево Пресвятая, христиан похвало, лица Твоего не отврати от нас, но яко милосердая Мати, защити чад Твоих от враг видимых и невидимых.
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен, паче Тебе Господи.
Истинный наследникъ отцу своему первовенчанному в заботе о стране Сербстей был еси, Владиславе, ограждая ю от нашествия иноплеменных и от всякия междоусобныя брани.
Суд Твой, Боже, цареви даждь и правду Твою сыну цареву, тако взывал еси, блаженный царю Владиславе. Темже стяжал еси от Царя царей разум, во еже творити суд праведный и милостивый.
Лихвы и мзды отбежал еси, яко огня, Владиславе, присно ходяй пред лицем Господним. Сего ради и благослови Бог тя и страну Сербскую Своею богатою милостию.
Богородичен: Ангели удивишася, Чистая, рождеству Твоему, мы же ужасаемся всегдашнему Твоему предстательству о нас, егоже не лиши нас, Владычице, за множество наших прегрешений.
Воистину добрый воин Христов явился еси, преславный царю Владиславе, оружием землю свою защитивый и благочестием православную веру оградивый, но яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, мир стране Сербстей испроси и душам нашим велию милость.
Слава, и ныне, Богородичен:
Приятелище Божества неприступнаго явилася еси, Пресвятая Дево Чистая, но простри руце Твои ко Всемилостивому Спасу, да избавит ны от всякия напасти и сподобит покланятися Ему неосужденно.
Предстоящи Кресту Сына Твоего и Бога, грехов моих ради уязвленна и распятаго, не прогневайся до конца, Владычице, но Твоими всемощными молитвами избави мя от вечнаго осуждения.
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей Господи.
Веру правую паче зеницы ока хранил еси во отечестве своем, ограждая ю от латинян и агарян, сего ради сохрани тя Господь от всякаго лютаго обстояния.
Ангели славу Божию воспеша на небеси, егда ты, Владиславе, в земли Сербстей многия храмы и обители иноческия воздвигл еси, идеже не умолкает молитва ко Господу.
Воистину всей вселенней явился еси удобрение, христолюбивый царю Владиславе, благотворяше бо и православным Церквам востока, дары богатыя сим посылая чрез Савву блаженнаго.
Богородичен: Одушевленная палато Царя царствующих и колеснице святая Господа славы, не остави нас, в добродетели убогих, помози нам, грешным, и вкупе со святым царем Владиславом заступи нас и избави от вечнаго безчестия.
Ирмос: Света Подателю, и веков Творче Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.
Силою Господнею возвеселился еси, царю Владиславе, и в радости воспеваше Ему песни хвалебныя: разве бо Тебе иного Бога не знаю.
Положи святый Савва на главе твоей венец от камене честна. Живота вечнаго просил еси у Владыки живота и Той ти даде долготу дний и спасение во век века.
Еже от врагов нашествие укротил еси, Владиславе, побораше бо Господь на ня и гневом Своим смяте я. Яко уповаше на Бога, темже крепостию Его не подвиглся еси, мудре.
Богородичен: Тя, паче ума и словесе Матерь Божию, вернии славим единомудренно и воспеваем Ти песни хвалебныя, родила бо еси нам вечное радование.
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли Боже мя возведи.
Излия сердце мое слово благо: славословления святокрасному Владиславу, иже милостию и мудростию стяжа небесное радование, темже глаголю аз похвалы цареви.
Глас Христов во Евангелии услышавый, о некрадомем сокровище попечеся, и расточив имения своя нищым и убогим, стяжал еси Небесное Царствие.
От юности возлюбил еси отверженныя мира сего и сотворил я еси други себе от богатства мимотекущаго, сего ради оскудевшу ти в животе временнем, тии прияша тя в вечная селения.
Богородичен: Стена еси и ограждение нам, Пресвятая Дево Чистая, на рабы Твоя неключимыя умилосердися, немощная уврачуй и оскудевающая восполни.
Царю Небесному подражая, Утешителю и Подателю жизни, богатства твоя убогим расточаше, и был еси прибежище всякому страждущему, утешение и заступление обидимому, крепость и ограждение стране твоей, Владиславе богоблаженне.
Воистину явил еси, Владиславе, в себе самом царский образ смирением, милосердием и кротостию, послушанием Царю Небесному и любовию к людем твоим. Темже нас сподоби взывати тебе и умильно глаголати: радуйся, многи скорби претерпевый, радуйся, слабости людския оттуда познавый, радуйся, сладость житейскую нивочтоже вменивый, радуйся, печаль людей на радость претворивый, радуйся сербская похвало и удобрение, радуйся, царей славо и нищих веселие, Владиславе богоблаженне.
Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел, услышася уже уст ваших молитва.
Помаза Давида Самуил пророк иногда, показуя на сем Божие благоволение, тако и Савва святый тя, Владиславе, помаза, прозирая о тебе Божественное промышление.
Отбеже всякая злоба от души твоея, яко в сердцы твоем Христос воцарися и заповедями Своими Божественными низложи всякое беззаконие и гордыню.
Духовный разум от Бога стяжал еси и, егда воссташа на тя людие неблагодарнии, кротко царствие твое брату уступил еси, спасая страну от междоусобныя брани.
Богородичен: Изумевает всяк ум пети Тя, Богородице, недоумевает всяк язык исповедати Твоя чудеса, обаче вместо словес веру приими. Ты бо христиан еси Заступница, Тя величаем.
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.
Сербии явистася вы, двоица честная, Савво богомудре и Владиславе доброхвальне, первый Сербский архиерею и венчанный им преславный государю, но молита вкупе о страждущем отечестве вашем.
Птица обрете себе храмину и горлица гнездо себе, такожде Владислав обитель святую созда, идеже положи мощи Саввы святителя, послежде и сам упокоися тамо.
Обитель Милешевская процвете яко крин сельный, имущи в себе мощи двою угоднику Божию: Саввы святителя и Владислава царя, ихже молитвами, Господи, помилуй нас.
Богородичен: Дево Владычице, Мати всех нас, не презри людей согрешивших, на чада Твоя умилосердися и покрый нас честным Твоим омофором.
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.
Обрел еси вечную славу, блаженне, со святыми упокоеваяся, темже и чтущих тя поминай у Престола Господа Вседержителя.
Блажен разумеваяй на нища и убога в день лют избавит его Господь, темже и ты, царю Владиславе, обрел еси мзду праведных.
Изукрашенный сонм царей благочестивых в стране Сербстей преславно просия: Симеон, Стефан, Лазарь и ини мнози. С нимиже, Владиславе досточудне, молися о нас.
Многогрешный и суемудренный аз, не возмогох принести ти пения достойнаго, Владиславе, обаче ведуще тя милостива и нищелюбна, не презри моего убожества, молюся.
Богородичен: Яко одушевленному Божию кивоту слава Ти подобает, Владычице, превознесенна бо паче горних чинов, родивши Сына, Превечнаго Бога.
Светилен, глас 1:
Воистину явился еси нищим сокровище, странным прибежище, утешение плачущим, обидимым заступление, стране Сербстей слава и ограждение. Темже и нам, святе Владиславе, буди предстатель добрый и молитвенник всеусердный.
Слава, и ныне, Богородичен:
О, всепетая Мати, рождшая всех Владыку и Господа, на рабы Твоя умилосердися и купно со святым Владиславом моли спастися душам нашим.
На стиховне Октоиха. Таже глаголем:
Стих: Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.
И поем стихиру, глас 4:
Достойный наследник явился еси святым сродником твоим державным: Симеону мироточивому и Стефану первовенчанному, царский образ утверждая святостию жития. Темже Царствие Небесное наследовал еси, Владиславе присноблаженне.
Веселится днесь обитель Милешевская, имущи в себе всеизящное сокровище, честныя мощи царя Владислава, изряднаго молитвенника и милостиваго заступника, емуже вси умильно глаголем: о преславный царю Владиславе, не остави нас молитвами твоими.
И ныне, Богородичен или Крестобогородичен:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Егда ко Кресту пригвоздиша Господа славы неблагодарнии и злонравнии людие, на смерть осудивше Жизнодавца, тогда оружие пройде Твою святую душу и грехи наша пронзиша Твое сердце, но не отрини нас до конца погибающих и избави вечнаго мучения.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.